Закрыть Вход на gorod.dp.ua

Имя для входа:
Днепр » Новости города и региона
Регистрация Вход

пн, 18 февраля 2019
12:31
УКР   ENG
НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА  
08.02.2019

Люди Днепра: Династия скульпторов Жирадковых

|«« «« »» »»|

Городской сайт продолжает рассказывать о жизни выдающихся людей нашего города и края – политиков, писателей, архитекторов и скульпторов.

Совсем недавно, в январе, мы рассказывали о знаменитой династии скульпторов Зноба.

А сегодня наш рассказ о другой династии днепровских скульпторов – отце и сыне Жирадковых. Повод для рассказа – юбилей. 12 февраля исполнилось бы 85 лет Юрию Жирадкову. Отец его тоже родился в феврале, 27 числа.

Сегодня эта фамилия мало кому известна. Основной пик активности скульпторов пришелся на теперь уже далекие 1970-е годы.

Чем известны скульпторы Жирадковы – Алексей и Юрий? Какие известные памятники в нашем городе и области созданы этими мастерами? Почему одни созданные ими памятники сохранились, а другие нет?

На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Алексей Жирадков: талантливый юноша из провинции

«Алексей Иванович Жирадков (1901-1992) – один из самых знаменитых днепровских скульпторов XX века, - рассказывает Максим Кавун. - В его жизни и творчестве отразились, как в зеркале, перипетии развития искусства советской эпохи. И даже конец физической жизни совпал с концом СССР.

Родился будущий скульптор 14 (27 по новому стилю) февраля 1901 года далеко от Днепра – в селе Телегино Пензенской губернии, ныне Пензенской области. В 1912 году окончил земскую школу-трехлетку. В 1924-1928 годах учился в Пензенском художественном училище.

Высшее образование получил в Ленинграде (Санкт-Петербург). Здесь не обошлось без перипетий. Молодой талантливый юноша был принят в 1928 году на скульптурное отделение Академии художеств. Через несколько лет её реорганизовали в «Институт пролетарского изобразительного искусства» с 4-х летним сроком обучения. Жирадков в 1932 году поступил в аспирантуру.

Однако в 1933 году вуз в очередной раз реорганизовали в «Художественный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина». Жирадкова зачислили туда на 4-й курс скульптурного факультета в мастерскую знаменитого скульптора А.Т. Матвеева. В результате А.И. Жирадков закончил Академию художеств в 1936 году. Его учителя по специальности – И. Горюшкин-Сорокопудов, А. Матвеев, М. Манизер, В. Симонов.

Первые работы – известные фарфоровые статуэтки

Уже учась в вузе, молодой скульптор обратил на себя внимание. В 1930 году он решил попробовать свои силы в… фарфоре. Это было время начала расцвета советской фарфоровой скульптуры. Жирадков принял участие в конкурсе Стеклофарфортреста на «современную массовую продукцию». Неожиданно он получил первую премию за сатирическую скульптуру «Пуанкаре-война и Папа Римский». Пуанкаре – это президент Франции того времени. Это была первая работа Алексея Жирадкова в фарфоре. Она появилась на свет в 1930-1931 годах во время производственной практики на Дмитровском фарфоровом заводе.

Через год, осенью 1932 года, скульптор уже трудится на знаменитом Ленинградском фарфоровом заводе имени Ломоносова (ЛФЗ). Здесь он выполнил скульптурные группы «Доярки», «Ворошиловские стрелки» и «Казахские партизаны». Дальше – больше. В 1936 году ЛФЗ приобрел у Алексея Жирадкова еще две скульптурки: «Пограничник с собакой» и «Испанская дружинница».

В том же 1936 году Жирадкова пригласили выполнить два барельефа «Балалаечник» и «Русская танцовщица» для станции московского метро «Площадь Свердлова» (по эскизам Н.Я. Данько). Эта станция метро известна десятками скульптур в оформлении.

Как скульптор связал жизнь с городом на Днепре

В тридцатые годы Алексей Иванович Жирадков связал свою жизнь с Днепропетровском. С 1936 года работал преподавателем Днепропетровского художественного училища до 1941 года, а затем снова, с 1946 по 1958 год, - в этом же училище. Почему хорошо начавший творческую деятельность в столицах скульптор «осел» в городе на Днепре, доподлинно остается неизвестным.

Сразу же после войны молодой скульптор включается в творческую деятельность в городе на Днепре. В 1945 году становится членом Союза художников.

Выдающийся мастер работал и в станковой, и в монументальной скульптуре. В станковой скульптуре Жирадков известен своими работами: «Регулировщица» (1947), «Художник М. Панин» (1949), «Чабан» (1957), «Песня» (1964), «Герой Советского Союза М. Байда» (1965).

Алексей Иванович получил известность и как монументалист. Вполне в духе того времени основной темой стали рабочие-металлурги и герои революции и войны. В 1970 году совместно с сыном появилась скульптура «Металлурги». Затем «Первая проба» (1974) и «Доменщики» (1976). А.И. Жирадков – соавтор памятника В.И. Ленину перед ДК Ильича (соавторы – скульптор А.В. Сытник, архитектор Д.И. Щербаков). Памятник был демонтирован в феврале 2014 года.

Отец и сын вместе создали несколько знаковых памятников. В 1967 году открылся памятник «Крыло самолета» в Кайдакском парке (соавтор – архитектор Д.И. Щербаков). В 1971 году открылся памятник матросу Железнякову в городе Пятихатки . Позднее вместе создали мемориал «Скорбящей матери» на братской могиле в колхозе «Украина» Павлоградского района, памятник героям в центре пгт Царичанка.

Алексей Жирадков при жизни был признан государством. В 1972 году получил звание «Заслуженный деятель искусств Украинской ССР». Имел государственные награды: в 1960 году награжден орденом «Знак Почета». С 1933 года участвовал во всесоюзных выставках, с 1939 года – в областных, с 1947 года – во всеукраинских.

Алексей Иванович Жирадков умер в Днепропетровске 30 апреля 1992 года. На несколько месяцев он пережил СССР.

Вот как излагал Алексей Жирадков свои простые истины:

«О.І. Жирадков виклав своє життєве кредо: творячи портретні образи, наділяти їх добротою і людяністю.

Митець мусить думати, щоб його памятник, скульптура не просто граціозно вписувалася в обличчя наших міст і сіл, а але й була витвором справжнього мистецтва» (газета «Злагода», г. Пятихатки, 16.09.2006).

В свои 70 лет скульптор говорил:

«Это и много, и мало. Много потому, что еще очень мало сделано. И мало потому, что еще много предстоит сделать».

Знаменитые ученики: Валентин Зноба, Василий Бородай, Константин Чеканёв

Алексей Жирадков известен не только как талантливый скульптор. Его учениками являются целый ряд выдающихся скульпторов Украины второй половины XX века.

Самым любимым своим учеником мастер считал Валентина Знобу (1929-2006) – нашего земляка, народного художника Украины.

Валентин Зноба создал множество известных скульптур: памятники Тарасу Шевченко на Монастырском острове в г. Днепр (1959, в соавторстве с отцом И. Зноба), Григорию Сковороде (1960) в Киеве, Николаю Островскому (1966) в г. Шепетовке, Устиму Кармелюку (1974) в г. Летичев, герою Движения Сопротивления Василию Порику (1967) на его могиле в г. Энен-Льетар во Франции. Он стал народным художником Украины (1979) и академиком Академии искусств Украины (1997). Скульптор награжден многими творческими наградами: премия имени Т.Г. Шевченко (1996), Золотая медаль имени Вучетича (1990), медаль Британской королевской ассоциации скульпторов (1995). От государства получил орден «За заслуги» 3-й степени. Стал «Почетным гражданином Киева». О династии скульпторов Зноба Городской сайт недавно писал.

Другой знаменитый скульптор, ученик Жирадкова – Василий Захарович Бородай (1917-2010), наш земляк.

Его имя, что называется, гремело в 1970-1980-е годы. 14 лет он был главой правления Союза художников Украины. Он автор памятника основателям Киева, и один из авторов комплекса «Родина-мать». Идея этого комплекса принадлежала Евгению Вучетичу, о котором мы недавно рассказывали. Но после смерти В.Е. Вучетича Бородай возглавил создание комплекса. В своем законченном виде статуя «Родина-мать», в принципе, является произведением Бородая.

Константин Иванович Чеканёв (1931-2000) – еще один известный ученик А.И. Жирадкова. Заслуженный художник Украины. Автор памятника «Скорбящая» в парке имени Шевченко, памятника-бюста М.К. Янгелю на улице его имени и демонтированного ныне памятника Г.И. Петровскому.

Сын пошел по стопам отца, но рано умер

Сын Алексея Ивановича пошел по стопам отца, став самостоятельным известным скульптором. Юрий Алексеевич Жирадков родился 12 февраля 1934 года в Ленинграде (Санкт-Петербург).

Закончил Киевский художественный институт в 1962 году (преподаватели М. Лысенко, И. Макогон, А. Олейник). Творческая судьба складывалась удачно. В 1969 году Юрий стал членом Союза художников Украины. С 1963 года был участником областных, а с 1964 года – всеукраинских художественных выставок.

В творческом смысле у Юрия Жирадкова доминировали лирико-поэтические образы, а также образы с углубленным психологизмом. Основные его станковые работы: «Формовщик-металлург» (1959), «Юннатка» (1963), «Песня» (1964), «Остап Вишня» (1970), «Михаил Светлов» (1971). В начале 1970-х годов Юрий Жирадков создал скульптурный портрет знаменитого конструктора Михаила Кузьмича Янгеля. В 1980-е годы в городе появился памятник-бюст М.К. Янгеля на улице его имени. Однако автором бюста стал другой известный скульптор К.И. Чеканёв.

Интересно, что почти перед самой смертью сын выполнил скульптурный бюст своего отца. Этот бюст стал одним из самых известных произведений Юрия Жирадкова.

Юрий Жирадков, как и его отец, стал известен как автор ряда памятников в Днепропетровске и области. К сожалению, Юрий Жирадков, как очень многие творческие люди, рано ушел из жизни. Он умер 28 июня 1973 года в Днепропетровске, прожив всего 39 лет… Отец пережил сына на 19 лет…

Лучшие памятники – героям-летчикам

В 1967 году отец и сын Жирадковы создали памятник-бюст летчику Михаилу Степановичу Столярову. В прошлом году Городской сайт подробно рассказал об этом герое.

Бюст был открыт на территории завода «Строймаш» (ул. Ленинградская, ныне Ярослава Мудрого, 32), где работал герой. Бюст был установлен совсем недалеко от места гибели летчика. К сожалению, территория предприятия сейчас закрыта, и судьба бюста не известна…

И в том же 1967 году в Днепре был установлен лучший памятник работы отца и сына Жирадковых – «Крыло самолета». Он расположен в западной части города, в Молодежном парке в Новых Кайдаках. Величественный памятник необычен как своим объемом, так и символическим решением. Это вертикальный пилон из нержавеющей стали в виде огромного крыла самолета, врезавшегося в землю, на котором помещен алюминиевый горельеф с изображением лиц экипажа в языках пламени. Высота памятника – 13 метров.

На памятнике слова:

«Умирая, они боролись. Героям Советского Союза летчику И.Т. Вдовенко, штурману Н.В. Гомоненко, орденоносцам радисту В. Карпову, стрелку М. Пулатову. 28 августа 1941 года они направили свой горящий самолет на вражескую переправу в районе Кайдак и взорвали её. Слава и вечная память комсомольскому экипажу».

Памятник напоминает нам о кровавой драме, разыгравшейся на этом месте в 1941 году, в первые месяцы войны. 28 августа 1941 года немецкие саперные части начали сооружение понтонной переправы через Днепр возле Новых Кайдак. Эскадрилья бомбардировщиков 81-го авиаполка получила задание уничтожить данную переправу. Во время выполнения задания самолет с экипажем из 4-х человек был подбит и загорелся. Экипаж направил горящую машину вместе с грузом бомб прямо на немецкий понтонный мост.

В результате взрыва была уничтожена как переправа, так и много живой силы противника. Летчики повторили подвиг капитана Н.Ф. Гастелло. Командир экипажа летчик И.Т. Вдовенко и штурман Н.В. Гомоненко были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза, стрелок-радист младший сержант В.П. Карпов награжден орденом Ленина, а и воздушный стрелок младший сержант Мирза Пулатов – орденом Красного Знамени.

Спустя более, чем двадцать лет, подвиг героев был увековечен. Памятник был открыт 24 октября 1967 года. Авторы памятника – скульпторы отец и сын А.И. Жирадков и Ю.А. Жирадков. Архитектурную часть монумента выполнил известный днепровский архитектор Д.И. Щербаков. Городской сайт подробно освещал его биографию.

Открывали памятник торжественно: митинг собрал 15 тысяч человек. Присутствовали родственники погибших, в том числе супруга Н.В. Гомоненко Феофила Егоровна, его дети Галина и Александр. Первое слово на церемонии взял Владимир Ошко (1930–2008), в будущем – руководитель нашего города в 1976–1983 годах, сделавший много для его развития. Б ыли включены заводские гудки. В воздух поднялись военные самолеты, сделавшие «горку» как раз над обелиском. Многие не могли сдержать слез…

Сегодня памятник «Крыло самолета» сохранился и до сих пор украшает парк в Новых Кайдаках.

Интересно, что отец и сын Жирадковы принимали участие и в конкурсе на проект Монумента Вечной Славы (о котором подробно писал Городской сайт). Правда, в результате был реализован в 1967 году другой проект, харьковских скульпторов.

Памятники Клочко и матросу Железняку: забытые ныне герои

В 1970-е годы отец и сын трудились на ниве увековечения героев-революционеров. Талантливыми работами стали памятники Клочко и Железнякову.

В 1976 году, к 200-летию города Днепропетровска, на улице Калиновой был установлен памятник-бюст В.Ю. Клочко. Соседний жилмассив также назывался его именем (ныне Калиновский), поэтому здесь и установили памятник. Автором памятника стали отец и сын Жирадковы, архитектор А.Г. Крыкин.

Владимир Юрьевич Клочко (1898-1918) – участник гражданской войны на Украине, революционер. Родился в семье рабочего железной дороги, принимал участие в создании революционных подпольных кружков в Нижнеднепровске. В его доме был оборудован тайник для хранения брошюр и газет партийной библиотеки. В декабре 1917 года Клочко организовывал военно-революционные штабы и вооруженные отряды на Екатерининской железной дороге. Один из организаторов Красной гвардии в Екатеринославе. Убит петлюровцами (сброшен с моста в Днепр). В советское время Клочко входил в «красный пантеон» героев. Сейчас оценки кардинально поменялись. В 2016 г. бюст Клочко был убран в рамках декоммунизации.

Схожий по образу и символике объект – памятник матросу Железнякову в городе Пятихатки. В годы Гражданской войны здесь кипели ожесточенные бои. Станция не раз переходила из рук в руки. В одном из таких боев 25 июля 1919 года на станции Верховцево был смертельно ранен командир бронепоезда имени Худякова матрос А. Г. Железняков (знаменитый матрос Железняк, 1895-1919) . Он скончался на станции Пятихатки 26 июля после тяжелого ранения. Здесь ему в 1970-е годы установили памятник-бюст, который был снесен в 2016 году в рамках декоммунизации.

Каменные «Металлурги» чудом сохранились в недрах Дворца Ильича

Одна из скульптурных работ отца и сына Жирадковых в советское время часто появлялась на страницах газет. Это скульптурная группа «Металлурги». Она была выполнена из камня в 1970 году и изображала трех рабочих.

Алексей Иванович Жирадков говорил о работе над скульптурой:

«Мы с Юрой провели немало времени на Петровке, у нас появилось много друзей среди металлургов. Они-то и помогли нам в создании скульптуры героев труда».

Эту скульптурную группу по специальному письму из Министерства культуры было позволено оставить на постоянное хранение во Дворце культуры имени Ильича. Здесь она была помещена в одном из лучших залов.

Долгие годы судьба этой скульптурной группы была неизвестна. Само здание Дворца Ильича было закрыто в 2000-е годы, готовилось под снос, но затем, после нескольких перепродаж, обрело нового собственника. Городской сайт подробно рассказывал о судьбе и значении этого уникального здания. Сейчас здесь проходит реконструкция.

«В июле 2018 года с позволения нового собственника мне удалось попасть внутрь знаменитого здания и ознакомиться с состоянием интерьеров – говорит Максим Кавун. - В одном из залов, я увидел чудом сохранившуюся группу «Металлурги». Новый собственник планирует сохранить ее на прежнем месте как часть исторического облика здания. Это хорошая новость – особенно учитывая, что часть интерьеров дворца и скульптур утрачена безвозвратно», – считает Максим Эдуардович.

***

Два дня рождения в феврале – повод вспомнить династию талантливых скульпторов, отца и сына, работавших в Днепре. Многие их работы сейчас находятся в музеях. Часть памятников, созданных ими, стоит и сегодня. Часть была демонтирована и, возможно, когда-нибудь мы увидим их в музеях. Что ж, такова история – в XX веке искусство сильно зависело от идеологии и политической конъюнктуры. Результаты этого мы переживаем и сейчас», - завершает Максим Кавун.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.


Андрей  (13.02.19 22:53): Таких статей позновательных нужно больше, Уважаемая редакция. Ответить | С цитатой
Наблюдательный  (09.02.19 12:11): Еще раз спасибо и журналисту и историку за содержательную статью. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

copyright © gorod.dp.ua, ЧАО Сегодня Мультимедиа, ТРК Украина
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте