Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пт, 14 мая 2021
05:14

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Тайны Днепра: под проспектами города сохранились древнейшие мосты!

|«« «« »» »»|

Тайны Днепра: под проспектами города сохранились древнейшие мосты! Но о их существовании знают лишь специалисты, историки и не многие горожане.

Старейшим мостом Днепра считается железнодорожно-автомобильный Амурский мост, возраст которого – век с четвертью. Но мало кто из горожан догадывается, что в самом центре города сохранились сразу несколько мостов - гораздо более старшего возраста.

Их исследовал прекрасно известный нашим читателям «Заблудший архитектор» Den Weissman, о находках и открытиях которого Городской сайт неоднократно рассказывал. Напомним, что совсем недавно мы сообщали об интересном обследовании Дэном и его товарищами подземной реки Жабокрячь.

В ходе этого рейда он собрал в том числе и интереснейшую информацию о старинных мостах, которые в середине 19-го века были построены через протекавшие по Екатеринославу речки Жабокрячь и Половица.

Большинство из этих мостов сохранились и до нашего времени. Только сейчас они не видны взгляду обычного горожанина, находятся под землей и стали частью городской системы ливнестоков.

Этим исследованием и новым фильмом на данную тему Дэн любезно поделился с Городским сайтом, за что мы выражаем ему огромную признательность!

Вот что он пишет об истории старинных мостов:

«А вы знали, что в нашем городе есть подземные мосты? Вы скажите – «Ден, что за небылицы?»… А они действительно есть, я их видел своими глазами! И даже те из вас, кто ходил в городские подземелья, их видели, но не понимали, на что именно смотрите.

Я не сделал «открытия» - про эти сооружения давно знают историки, краеведы и исследователи Днепра, просто про них не было повода говорить. Например, этой темой ещё до меня серьезно интересовался Артём Костюк.

Где были некоторые из этих мостов, можно рассмотреть на прилагаемой схеме «Троицкого базара» 1870-х годов (архив Лазебник В.И., оцифровка Александр Волок).

Эти мосты когда-то были на поверхности, и все их могли видеть и пользоваться ими. Они и сейчас есть, по-прежнему выполняют свои функции, но уже в городской среде их не увидишь – они стали частью подземного мира, а, вернее, частью старинного ливневого коллектора.

Как это произошло?

Известно, что центральную часть, тогда ещё Екатеринослава, пересекало несколько малых рек, которые текли по канавам. Через эти канавы, в пересечении с некоторыми улицами, строились кирпичные мосты.

Впоследствии застройка города уплотнялась, и канаву в промежутках между мостами стали накрывать кирпичным сводом и засыпать грунтом, а поверху застраивать. Таким образом мосты «ушли под землю», а канава превратилась в знаменитый коллектор. Сегодня над этими мостами уже стоит многоэтажная современная застройка и бурной жизнью живёт мегаполис – Днепр.

После сравнения отснятого материала с инженерной подосновой города, мне удалось идентифицировать почти все подземные объекты. В этой публикации я покажу пару самых наглядных.

Очень наглядная иллюстрация - фото старинного моста, который стоит (вернее, находится под землёй) в пересечении улиц Южная и Шевченко.

Здесь видно сразу три типа строительных конструкций. Так как в самом начале ливневой коллектор имеет высокий свод и большее сечение, то и конструкции моста тут самые выдающиеся.

Здесь вы можете видеть массивный кирпичный свод моста. Также стоит обратить внимание на кладку справа - видна прямая кладка на высоту примерно 1,5 метра - это следы благоустройства русла Жандармской канавы (как бы кирпичный забор, предотвращающий осыпание и размытие берегов канавы).

Впоследствии выше него был возведён кирпичный свод, накрывавший канаву (конструкции свода более тонкие, поэтому конструкции моста значительно выступают).

Прилагаю небольшую схему локаций на основе фрагмента карты 1884-1889 "План города Екатеринослава", где были сделаны эти фото. Номера в описании под фото соответствуют локации съёмки».

Полную версию данного материала можно прочесть на Телеграмм-канале Дэна по следующей ссылке.

По итогам данного исследования снял новый фильм, отчасти продолжающий предыдущую работу. Посмотреть его можно по данной ссылке:

Фото – Вадим Пономаренко, видео Den Weissman

Gorod.dp.ua на Facebook.


Жрец  (03.02.21 08:49): А сверху засыпало культурным слоем, как и старинные дома (которые тщательно уничтожаются) стоят по одному- два и более этажа в земле.
Это ж надо такому случиться, чтоб мосты "в середине 19-го века были построены через", так окультурились слоем:))) и этот культурный слой по всем городам Евразии...за полтора века поглотил дома и строение, а может просели? и при этом так равномерно, что дома не дали трещин, ах, ах, ах...
Ответить | С цитатой
Олег  (03.02.21 05:07): Помню,если не ошибаюсь, в 80- м году с другом хотели пройти под мостом на Чернышевского и зайти по течению,но испугались.Подошли к воде,а берег песчаный вибрировал под ногами.Испугались,а вдруг провалимся.Было нам тогда лет 14. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярные*:
 по комментариям | просмотрам

* - за 7 дней | за 30 дней | Подробнее
Цитата:
О старте раскопок на месте предполагаемого расположения Лазаревской церкви: если нам удастся, это будет событие на уровне истории всей страны
Борис Филатов.

Источник
Цифра:
200
автобусов большой вместимости планируется закупить в Днепре в 2021 году.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте