Днепр » Новости города и региона
сб, 22 февраля 2020
04:57

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Музей «Интерпайп НТЗ» - «зеркало» истории Днепра

|«« «« »» »»|

В прошлом году Народный музей истории предприятия «Интерпайп НТЗ» отметил свое 50-летие. К сожалению, мало кто из горожан бывал в этом музее. Журналист Городского сайта побывал здесь и был поражен увиденным…

В советское время своим музеем располагало практически каждое крупное предприятие и учреждение Днепропетровска. Как утверждают специалисты истории музейного дела, среди них было и около 10 музеев предприятий металлургической отрасли.

Сейчас в Днепре – осталось только 3: бывшей «Петровки», Музей металлургии в Институте черной металлургии и тот, о котором мы и расскажем.

В этих стенах живет история

Расположен этот музей в Днепре на ул. Столетова, 3, рядом со старой проходной этого предприятия. Здание музея – еще дореволюционной постройки (но с красивой фасадной частью, созданной в советскую эпоху). На заводе Гантке оно было построено под заводоуправление, а с 1921 года в нем размещался клуб «Рабочий отдых». Говорят, здесь бывал батька Махно. В этом же здании в 1918 году располагался госпиталь раненных красноармейцев, жестоко расстрелянных захватившими Екатеринослав петлюровцами (о чем когда-то напоминал давно исчезнувший памятный знак).

Заводской клуб здесь размещался до 1978 года, когда на ул. Косира (сейчас – пр. Калнышевского) был введен в эксплуатацию ДК металлургов. С тех пор и поныне в здании по Столетова, 3 располагаются Народный музей и библиотека.

В следующем году предприятие «Интерпай НТЗ» отметил 130 лет своей истории. Бывший завод Бернарда Гантке, а в советское время – Трубопрокатный завод имени Карла Либкнехта, все эти годы был и остается крупнейшим предприятием левобережной части нашего города. В музее предприятия, как в зеркале, отразилась история развития не только завода, но и всего нашего города…

А персональную экскурсию по Народному музею для автора строк провела его заведующая Валентина Сергеевна Матова . Ровно полвека ее жизни связано с этим предприятием, в музее она работает с 2011 года.

- Наш музей отражает всю историю развития предприятия и во многом – историю нашего города, - рассказывает Валентина Сергеевна. – История музея начиналась с одной небольшой комнатки. Но благодаря кипучей энергии первой заведующей музеем Александры Федоровны Огибениной и усилиям всех работников и руководителей нашего завода музей приобрел свой нынешний вид.

Музей располагает богатейшим фондом, имеющим большую историческую ценность, – свыше 60 тысяч экспонатов, 230 из них входят в Музейный фонд Украины. И каждый экспонат является частицей истории  поколений и цехов завода. В 7 залах музея экспонируется несколько тысяч самых ценных экспонатов, остальные – хранятся в архивах. 

Как все начиналось…

В 1890 году немецкий предприниматель Бернард Гантке взял в аренду у Брянского завода часть территории и в следующем, 1891 году начал выпуск первой продукции - заклепок, мелких рельсовых изделий, гвоздей, проволоки, болтов и костылей для крепления рельсов.

За первые десять лет работы на заводе было установлено 250 станков и машин, которые приводились в действие пятнадцатисильной паровой машиной, смонтировано 25 нагревательных печей, 15 чанов для кислоты, работало три локомобиля. Завод освещался электричеством. К 1903 году на предприятии работало 500 человек, ежегодно производилось 500 тысяч пудов продукции более чем на миллион рублей.

В 1909 году Ганке решил, что необходимо расширять производство. И более подходящего случая купить «Франко-русские мастерские» представить нельзя - свою товарную ценность к тому времени небольшой завод на левобережье Екатеринослава практически утратил, - следовательно, его можно купить за бесценок. 

Так состоялось основание производства на левом берегу, где предприятие расположено и в наше время. Тогда завод Гантке занимал 10 десятин, около гектара. Сейчас же гигант индустрии располагается на нескольких сотнях га…

В 1911 г владелец завода Б.Гантке принимает решение расширить профиль деятельности предприятия и осваивает производство цельнокатанных труб. В этом же году началась масштабная реконструкция завода. Подробней прочесть об истории этого предприятия можно на сайте metaljournal.com.ua.

Путешествие по эпохам

Музей поражает с первого шага. Всех гостей впечатляет фойе, с которого и начинают экскурсию.

Музей, отражая  богатейшую историю  нескольких поколений заводчан,  является живой и своеобразной летописью становления и развития завода. Уже в фойе об этом наглядно рассказывают  световые табло и баннеры,  выставочный стенд с образцами труб и колес, многочисленные сувениры и призы, которых удостоены коллективы цехов и завода. Как поясняет заведующая музеем, производство железнодорожных колес здесь начали первыми в СССР – в 1935 году.

Изюминкой экспозиции в фойе является огромный действующий макет пильгерстана трубопрокатного цеха №4, удостоенный первой награды на международной выставке в Венгрии. Этот цех занимает площадь в 6 гектаров и когда-то был крупнейшим в Европе.

К 120-летию предприятия создана фотогалерея директоров предприятия - здесь представлены все руководители завода от Бернарда Гантке до нынешнего председателя правления «Интерпайп НТЗ» С. А. Костенко.  
 
Кроме фойе в музее - 7 залов, которые перед посетителем разворачивают полотно истории этого предприятия и нашего края.

Зал периода 1891 – 1925 годов  хранит ценные экспонаты  и реликвии работников гвоздильного завода,  основанного немецким предпринимателем Б. Гантке. Живо, интересно передают колорит той эпохи коллекционные открытки, старинные печатные  издания,  предметы быта и личные вещи, оригинальные большеформатные фото работников гвоздильного завода, которые входят в список раритетов Музейного фонда Украины. Сохраниться до нашего времени в прекрасном состоянии фотографиям помогла обработка серебром. Среди старинных экспонатов обращает на себя внимание коллекция дореволюционных денежных купюр и уникальная карта предприятия Гантке.

Зала периода 1920-30-х годов  содержит экспозиции, отражающие воодушевление и упорство  следующего поколения заводчан, которое в условиях разрухи и голода,  тяжелого ручного труда строило гиганты индустрии – мартеновский цех, крупнейший в стране новотрубный и первый в  СССР колесопрокатный  цех, мощные комплексы,  работавшие на оборону. Подлинным украшением этого зала является воссозданный здесь… магазин 1920-х годов.

Рядом – воссозданная комната рабочего 1930-х годов . В ней собраны уникальные предметы быта, посуда, одежда, постельные принадлежности той поры, переданные музею рабочими завода. Рядом с комнатой рабочего – кабинет заводского интеллигента. В нем утварь гораздо богаче, есть свой патефон, пишущая машинка и даже роскошь той поры – фотоаппарат!

В этом зале проводятся интересные «живые экскурсии» . Выпрыгивая из макета древнего авто, здесь «оживает» Гантке, его потомки ищут спрятанные сокровища, а запорожские казаки продают колеса и трубы…

На стендах огромного зала представлены самые разные сферы жизни 1920-30-х годов. Стенды посвящены страшному периоду гражданской войны, развитию производства, успехам в культуре и спорте, борьбе с голодом. Так, чтобы помочь выжить своим рабочим, завод основал свою продовольственную коммуну в Подгородном, где выращивали овощи, фрукты и живность.

Щемящие чувства вызывает стенд репрессированных. Только на этом предприятии в 1930-е годы было репрессировано 93 работника…

Зал Воинской Славы тоже заслуживает отдельного внимания. В нем посетителей встречают Часовые памяти, стоящие на страже наград  и оружия, документов, писем и фото,  личных вещей военного периода.

- С первых дней войны наше предприятие переориентировалось на выпуск продукции военного назначения, затем было эвакуировано на Урал и возобновило выпуск продукции на базе шести разных заводов в Нижнем Тагиле, Северске и других городах, - рассказывает Валентина Матова. – Несмотря на существовавшую «бронь», около тысячи рабочих завода ушли на фронт, 293 - героически погибло. Шести заводчанам было присвоено высшее звание Героя Советского Союза. В их числе – Алексей Богомаз (чьим именем была названа улица в Днепропетровске), разведчик Петр Бутко (первым водрузившим красное знамя над ратушей Берлина в ночь на 1 мая 1945 года), разведчик Николай Макуха, героически форсировавший Днепр осенью 1943-го…

Зримо дополняет атмосферу тех героических  лет и выставка вооружений времен ВОВ, найденных на полях сражений Днепропетровщины. Эту шикарную экспозицию помогали создавать поисковики нашего города.

Зал послевоенного восстановления и развития завода хранит память о трудовом подвиге послевоенного поколения народа. В этом зале удивляет своим масштабом крупногабаритный макет мартеновского цех, который  более  80 лет бесперебойно обеспечивал металлом развивающиеся трубные и колесопрокатное производства.

- В 1943 году весь завод лежал в руинах, - поясняет заведующая музеем. – Мартеновский цех был восстановлен первым и уже в 1947 году дал продукцию. А в целом за 5 лет было восстановлено все то, что строилось на предприятии полвека!

Зал периода 1950-80-х годов посвящен передовым бригадам  и  лидерам того времени –Заслуженным и Почетным металлургам, орденоносцам   и   лауреатам   государственных   премий, Заслуженным изобретателям и рационализаторам. Но больше всего в зале впечатляют макеты – прокатного стана-200 трубного цеха №3, склада сыпучих материалов для мартеновского цеха, а также макет современного производства Интерпайп НТЗ.

На их фоне теряются макеты лунохода и космического корабля – в их создании тоже принимало участие это предприятие! Ведь в 1960-80-е годы завод Карла Либкнехта был не только гигантом индустрии, но и базой для самых передовых научно-технических исследований и разработок в этой отрасли.

Зал периода Независимой Украины посвящен новому времени и их лидерам – в том числе, Герою Социалистического Труда и Герою Украины А.И. Козловскому и Заслуженному металлургу Украины Г.А. Есаулову, с которыми связано немало замечательных страниц заводской истории .  В этом же зале представлены международные награды, которых был удостоен коллектив завода на выставках многих стран. Отдельные стенды этого зала посвящены достижениям в спорте, культуре, а также героям-«афганцам» и участникам АТО.

- Каждый год мы вместе с руководством «Интерпайп НТЗ» немало делаем для развития музея, - отмечает Валентина Матова. – Систематически проводятся ремонты помещений музея, внедряются новые технологии.

А в 2015 году был открыт новый, 7-й зал музея. Он посвящен цехам предприятия, которые стали историей из-за внедрения новых технологий производства. В этом не очень большом, но уютном зале представлена история мартеновского, сталефасонолитейного цехов и цеха по ремонту мартеновских печей . В зале №7 представлены фотографии, награды и личные вещи передовиков этих цехов, а также прекрасные картины работника и художника этого предприятия Григория Соколенко.

Что ждет музей в будущем?

Не хочется завершать эту экскурсию на минорной ноте, но не сказать об этой проблеме – невозможно. В настоящий момент нельзя определенно сказать, что будет с этим замечательным центром истории в перспективе. К сожалению, капитального ремонта требует здание, в котором расположен музей. Ему уже больше века, подвал периодически замачивается дождевыми и талыми водами, на стенах появляются трещины… Пока остается вопросом, будет ли капитально отремонтировано это здание и сохранится ли в нем музей.

Не меньшим вопросом является то, затронут ли музей планы по созданию Индустриального парка Днепра. Напомним, что часть территории предприятия «Интерпайп НТЗ» были переданы городу, на ней планируют создать Технопарк.

Напомним, что осенью 2018 года на городском градсовете архитектором Юрием Ерошеком был представлен Детальный план развития территории, переданной Интерпайпом громаде города.

Правда, по ряду причин практическая реализация этого проекта «буксует», о чем тоже уже писал Городской сайт.

Как известно, проект Технопарка активно продвигает КП «Агентство развития Днепра». Мы поинтересовались у представителей этого коммунального предприятия: какие у них планы по освоению территории, на которой расположено здания музея? Будет ли музей сохранен?

Нам ответили следующее:

- Практически вся территория под развитие Технопарка уже подготовлена. Она не затрагивает участок, где расположен данный музей. У нас есть концепция по созданию собственного музея, место под него еще не определено. Наш музей будет посвящен тоталитарным режимам и никакого отношения к заводскому музею не будет иметь.

Как ни будет развиваться эта ситуация, хочется, чтобы замечательный Народный музей истории этого предприятия был сохранен!

Как попасть в музей?

Уже 4 года этот музей включен в областные маршруты индустриального туризма, в нем систематически бывают группы туристов из других городов Украины и из-за рубежа.

Посетить музей в рабочие дни может и каждый желающий. Для этого надо согласовать свое посещение по телефону музея (056) 35-96-27 или обратиться к заведующей музеем (050-451-52-29, Валентина Сергеевна).

Посещение музея - бесплатное!

Gorod.dp.ua на Facebook.

Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярные*:
 по комментариям | просмотрам

* - за 7 дней | за 30 дней | Подробнее
Цитата:
Я уверен всю реконструкцию набережной мы закончим ориентировочно до 1 сентября
Михаил Лысенко.

Источник
Цифра:
200 000
домохозяйств будет обеспечивать энергией новая солнечная электростанция

Источник
copyright © gorod.dp.ua, ЧАО Сегодня Мультимедиа
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте