Закрыть Вход на gorod.dp.ua

Имя для входа:
Днепр » Новости города и региона
Регистрация Вход

чт, 16 августа 2018
23:06
УКР   ENG
НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА  
04.02.2018

Учебу в украинских вузах сократят ради опыта работы

Учебу в украинских вузах сократят ради опыта работы
Новинка от министерства. До 50% всего учебного времени студенты будут проводить на рабочем месте. Автор фото: Анатолий Бойко, "Сегодня"

Уже через пять лет украинские студенты половину своего учебного времени смогут проводить на работе — официально и даже с зарплатой.

Министерство образования в этом году хочет наработать фундамент для так называемого дуального обучения. "Сегодня" разобралась в деталях инициативы.

БЕЗ ОТРЫВА ОТ РЫНКА. По словам замглавы МОН Владимира Ковтунца, одна из главных проблем украинского высшего образования — оторванность от рынка труда.

"Мы выпускаем много инженеров, но у наших предприятий проблема подбора кадров. Они не могут взять выпускника с дипломом магистра — он просто не готов к работе", — говорит Ковтунец.
Чтобы решить эту проблему, Минобразования обещает за год разработать законодательство по дуальному образованию.

"Его суть заключается в том, что студент с какого-то момента часть обучения проводит на рабочем месте. Это не практика, а полноценное исполнение обязанностей, получение зарплаты и параллельное получение знаний", — добавляет Ковтунец.

У МОН уже готова и утверждена концепция развития дуального образования. Предполагается, что вузы должны будут сами находить и отбирать работодателей, разрабатывать учебные планы и оценивать результаты обучения на рабочем месте. В свою очередь предприятия должны будут отвечать за безопасность, помогать в разработке учебных программ, организовывать рабочие места с возможностью оплаты труда и предоставлять студенту необходимые материалы для работы. Кроме того, работодатель должен будет выделить для каждого студента наставника. А вот сам студент должен будет обязан соблюдать корпоративную этику и не распространять конфиденциальную информацию.

По словам замминистра образования Юрия Рашкевича, на рабочем месте студенты будут проводить 25—50% учебного времени. Правда, в МОН считают, что запустить такой вид образования можно не раньше 2023 года.

НУЖНО, НО НЕ СРАЗУ. Проектный координатор Фонда им. Фридриха Эберта в Украине Елена Давликанова, участвовавшая в создании концепции, рассказала нам, что форма дуального образования у нас в стране обсуждается с 2014 года.

"От практики такой вид обучения отличается тем, что студент выполняет полный объем работы любого другого работника. У нас же практика пока выглядит так: "Мы тебя приняли, иди сделай кофе, принеси, отпечатай, сделай копии, а потом сиди, чтобы тебя не было видно, — объясняет она. — Плюс, когда вуз планирует обычные программы, только он отвечает за их наполнение. В дуальном образовании представители университета и работодателя садятся вместе и обсуждают программу, принимают решение, какие темы и в какой форме будут подаваться. Идет более глубокая взаимосвязь теории и практики".

По мнению HR-эксперта Анастасии Жуковой, сама идея дуального образования — хорошая:

"Вложить в сотрудника силы и средства, чтобы получить потом прибыль — так поступают очень многие крупные компании на Западе. Но нужно понимать, что работодатели захотят подстраховаться от того, чтобы выпестованный ими полезный кадр не сбежал в другую фирму. Нужны четкие механизмы компенсации, иначе работодатели потеряют к этому интерес".

Студенты тоже видят в таком новшестве позитив, однако считают, что сразу с первого курса дуальное образование только навредит.

"Я за, поскольку у нас недостаточно времени уделяют практике. Но такая система не должна быть обязательной. По крайней мере для студентов младших курсов. С другой стороны, захотят ли работодатели брать к себе студента-первокурсника, который толком ничего не знает и не умеет?" — задается вопросом студент одного из столичных вузов Владимир Кушнир.

В свою очередь студент другого киевского вуза Вадим Вовк считает, что в вопросе выбора места работы должен учитываться и голос самого студента. Наконец, преподаватель Александр Турьян считает, что на первых курсах дуальное образование будет только вредить.

"Такую форму обучения можно запускать только к третьему курсу. До этого студенты должны познакомиться с азами учебной практики".

Обучение на рабочем месте: опыт мира

Украинский вариант дуального образования частично списан с опыта Германии. По словам Давликановой, там внедрение такого образования началось еще в 70-х годах прошлого века. При этом, согласно исследованию ее Фонда, сегодня в Германии существует 1563 программы дуального обучения. Больше всего их в инженерии (39%) и экономике (32%).

"Там у торгово-промышленной палаты есть целая база предприятий, которые готовы участвовать в дуальном образовании", — говорит Давликанова.

При этом в Великобритании сегодня на дуальном образовании обучаются около 900 тыс. человек, а к 2020 году поставлена цель создать 3 млн рабочих мест на предприятиях в рамках этой программы. В Лондоне даже подсчитали, что отдача от каждого вложенного фунта стерлингов в студента составляет примерно 18 фунтов стерлингов. А в США такая программа существует с 1995 года, и по ней проходят обучение преимущественно на технических специальностях. Работодатели гарантируют студентам зарплату не меньше $36 тыс. в год после окончания вуза. Кроме того, дуальное обучение внедряется с 2012 года в Казахстане. Здесь, как и в Штатах, студенты предпочитают технические специальности.

Автор: Илья Требор, Кирилл Полтавец

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Митяй  (05.02.18 21:23): Только есть положение о практиках, где четко прописано, что ВУЗ предприятию должен платить за практиканта. Вузы и без того нищие организации. Вот и приходится находить места для практики "экскурсионного" типа, где не берут деньги за практиканта. Если будет четкое обязалово фирмачам, чтобы брали практикантов, тогда это сработает. Ответить | С цитатой
Студент  (05.02.18 14:00): Опять студенты будут бегать искать куда бы устроится. Если на практику не отправляют, а требуют только справки. Без них диплом не отдают.
Очередной геморрой для студентов.
Ответить | С цитатой
Хель  (05.02.18 12:25): Вот интересно, дочка учится на специальности "наноматериалы" - это где ж она должна будет работать параллельно? Или, например, человек, который учится по специальности "японский язык"? Китайский востребован, а японский? Где в Днепре найти такую работу? Да еще официально??? Ответить | С цитатой
миша  (05.02.18 11:59): Фантазии на тему как доконать промышленность Украины. Заставьте студента с первого курса работать и он перестанет учиться. Хотите закрепить студента за будущим работодателем возьмите на вооружение опыт Европы - дайте ему кредит на обучение и дайте возможность учиться настоящим образом. А практик хватит и двух - зимней и летней. Другой вопрос материальная база учебного заведения - она времен ветхозаветных. Посему научиться студент может только технологиям, достойным музея техники. Это вопрос и здесь никакая работы ему не поможет, никто не даст студенту учиться на действующем оборудовании. Ответить | С цитатой
kis-kis  (04.02.18 20:42): Как замечательно быстро и слаженно убивают высшую школу. Ответить | С цитатой
профессор  (04.02.18 17:00): Когда я был еще аспирантом, было вечернее отделение, днем техник работает в стройтресте, а вечером получает инженерное образование. И на заочное обучение предполагало, что студент учится по той специальности, по которой работает. Так что ничего нового тут не открыли. Можно было не париться с немецкого не переводить. А теперь про розовые очки. Раньше были стойтресты, меткомбинаты, шахты и прочие химпромы, а теперь одни купи-продайки из трех человек. Какой профессии их учить? Производства нет. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Петя Длинный  (04.02.18 16:59): Для этого во время советов были техникумы - там практика была каждый семестр 1 месяц и одна 6 месяцев - тогда и выпускали почти специалистов и все работало. Нынешней колледж это сборище барыг которые учат непонятно чему главное по-любому поводу снимать бабульки и все пучком. Поэтому не вижу смысла делать из вузов "советский техникум" - человек с высшим образованием должен принимать решение, распределять работу и отвечать за то что он делает, а не крутить гайки или заниматься складской логистикой. Ответить | С цитатой
прохожий  (04.02.18 16:49): Студента как бы "затачивают" под то предприятие, где он будет работать - это правильно. Чтобы за его обучение платил не бюджет, а предприятие. А что с контрактниками (?) - человек сам платит за обучение, чтобы получив образование спокойно поехать работать, к примеру, в Африку? Ответить | С цитатой
Ирвин  (04.02.18 13:05): Вполне правильное решение МОН. Так студенты будуть заканчивать вузы уже с определенным стажем работы, практическими навыками, а не выходить недоученными теоретиками. По идее во время практики можно будет наладить отношения с будущим работодателем. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
Прохожий -1  (04.02.18 12:48): Отлично, но только при сегодняшнем "Возраст до 25, два высших и знание трех языков" кто их примет на работу. В ВУЗе надо учить, а не сшибать деньги на зачетах. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

copyright © gorod.dp.ua, ЧАО «Сегодня Мультимедиа», ТРК Украина
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте