Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Дніпро » Блог
Чт, 16 травня 2024
00:43

БЛОГИ

irina fedorova


14 червня 2013, 12:38

ВАЛЕНТИНА ЗАБОЛОТНАЯ (КИЕВ) О ФЕСТИВАЛЕ-КОНКУРСЕ "СИЧЕСЛАВНА-2013"

БРЕНДОВАЯ "СИЧЕСЛАВНА"
Размышления о будущем театра, навеянные фестивалем-конкурсом, который прошел на Днепропетровщине
12 июня, 2013 - 10:02 Всеукраинская газета "ДЕНЬ"

ГЕРОЕМ НЫНЕШНЕЙ «СИЧЕСЛАВНЫ» СТАЛ ДНЕПРОДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ИМ. ЛЕСИ УКРАИНКИ. «ТАРТЮФ» МОЛЬЕРА В ПОСТАНОВКЕ СЕРГЕЯ ЧУЛКОВА — НЕВЕРОЯТНО СМЕШНАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ — ИСПОЛНЯЕТСЯ НА ГРАНИ ФОЛА, В КРАСИВЫХ КОСТЮМАХ И С ГЛУБОКИМИ РАЗМЫШЛЕНИЯМИ О ТЕХ ПРОХОДИМЦАХ, КОТОРЫЕ ТАК УМЕЛО ПЕРЕКРУЧИВАЮТ НАШУ ЖИЗНЬ / ФОТО ИЗ АРХИВА ДНЕПРОДЗЕРЖИНСКОГО ТЕАТРА ИМ. ЛЕСИ УКРАИНКИ
Уже 21 год подряд фестиваль-конкурс награждает театры Центральной Украины за их премьеры. Почти никого не обошла вниманием щедрая «Сичеславна-2013». Спектакли драматические, музыкальные, кукольные, оперные, балетные, пантомимические, опереточные, камерные, моно и сценические «полотна» (всего 32) члены жюри посмотрели, обсудили и выбрали лучшие.
Награды вручены, кто-то радуется, есть и огорченные, и говорить хочется не о наградах (вещь достаточно условная). А о тенденциях, которые высветила «Сичеславна». Тем более, что они, по сути, типичные для всей Украины.
В Днепропетровске (фестиваль проводит местное отделение Союза театральных деятелей), Запорожье, Павлограде, Днепродзержинске, Кривом Роге проблемы эти одинаковые. Есть спектакли рядовые — посмотрел и забыл! Есть развлекательные, потешные для зрителя. Хорошо, что комедийная эксцентрика спектаклей «Вам цианистый калий с кофе или без?» (Днепропетровск, Молодежный театр «Камерная сцена», режиссер Вячеслав Волконский) и «Дайте занавес! Срочно!» (Запорожье, Театр юного зрителя, режиссер Геннадий Фортус)) не переходит границы антиэстетики и держится на ярких актерских работах. Но развлекательные оперетты — «Марица» (Днепропетровск, Театр им. Т.Шевченко), а особенно «Турецкая голубая шаль» (Кривой Рог) попахивают замусоленными штампами «старой идиотки-оперетты», как говорил польский юморист Юлиан Тувим. Особенно нафталинная «шаль». А что вы хотите — режиссер спектакля Татьяна Ветковская непрофессиональное лицо, клубная руководительница с дурным вкусом. Так выныривает типичная проблема — режиссеры, ау! Где вы?
Волшебные спектакли для детей — «Кот в сапогах» (Запорожье, Театр им. В.Магара, режиссер Руслан Проценко) с милым юмором и «Рикки-Тикки-Тави» (Днепродзержинск, режиссер Валерий Клейменов), чрезвычайно красивый спектакль, изысканно пластичный и преисполненный ярких актерских работ. Так приятно «впасть в детство» на этих детских спектаклях, равно как и на кукольных — о «Глубокоуважаемом Тузике» (Днепропетровский «Театр актера и куклы», режиссер Александр Глумов) или о трогательном снежном цветке (Днепропетровский театр молодежи, режиссер Максяков). А вот «Мойдодыр» Запорожскому кукольному театру не дался (режиссер Олег Лубенец) — изменились реалии жизни, и ребенку трудно представить, что это за ужас выдвигается не из ванной комнаты, а из маминой спальни, и какая свеча в какую печь летит. Да и с сомасштабностью маленьких кукол и больших актеров не угадали.
Как и везде, есть театры, которые выживают вопреки жестокой действительности и благодаря собственному энтузиазму. Так, например, Театр им. Б.Захавы в Павлограде подпирает потолок колодами, но играет спектакли. Вот удачно и трогательно поставил «Зграю» по повести Сергиенко (режиссер Наталья Рева) о бездомных собаках, которых вытесняет из последнего убежища, из пригородного буерака, из жизни безжалостная человеческая цивилизация. Похоже, что играют о себе. А цивилизация в Павлограде выглядит современно — по раздолбленным дорогам проехать можно только со скоростью пешехода. Вот сняли мемориальную доску с родового дома Бориса Захавы, величайшего русского актера, режиссера и педагога, сподвижника гениального Е.Вахтангова. Сняли, потому что в этом доме будет что-то развлекательное — казино или ресторан с караоке. Памятью мы не страдаем...
Встречались на «Сичеславне» спектакли, которые вызывали вопросы эстетического и даже морального характера. Почему-то неоригинально, хотя и ярко показался со спектаклем «Весна. Лето. Осень. Зима и...» выдающийся мастер пластической режиссуры, всегда неожиданный Александр Бельский («Академия движения», Кривой Рог). Неожиданно банально выглядели здесь некоторые эпизоды стиля «комедии дель-арте». Или в Запорожье переход Виктора Попова из изысканного камерного театра «VIE» на Хортице к «большому» Театру им. В.Магара давал надежду на кардинальное обновление этого талантливого коллектива, который страдает «большим советским стилем». Теперь Попов предложил так же «большое полотно» — спектакль «1820». В собственную инсценизацию романа Стендаля «Красное и черное» он дописал свои тексты, продолжил сюжетные линии, а персонажам, кроме Жульена Сореля (талантливый молодой актер Михаил Савицкий), места практически не осталось. Вопрос — о чем спектакль — тоже выяснить трудно.
Но больше всего вопросов вызывал спектакль Днепропетровского русского театра им. М. Горького «Последние». Как известно, в центре сюжета этой прекрасной пьесы нашего буревестника — моральное чудовище — жандарм Иван Коломийцев, развратник, игрок, трус, надменный и жестокий карьерист, который тянет деньги из умирающего брата, презирает жену и младших детей-гимназистов. Но режиссер В. Саранчук вместе с талантливым актером Дудкой из всех сил пытаются вызывать к Коломийцеву сочувствие и жалость. Он, видите ли, одинок в семье, его никто не понимает, он вынужден просить денег, он всеми брошен, бедолага. Давайте тогда пожалеем убийц, моральных чудовищ, негодяев всех мастей. Странная позиция театра, от природы носителя добра и правды. Не говорю уже о претенциозном оформлении спектакля, аляповатом, в примитивном вкусе, с какой-то световой конструкцией дискотечного типа наверху. Это грубо позолоченное чудо и странного цвета и кроя костюмы делала зав. декорационным цехом театра Елена Бабай. Свои люди. Экономия.
Сердце «Сичеславны» отдохнуло на оперном спектакле «Борис Годунов» в постановке Ю. Чайки, особенно на его действующих и подвижных хорах (хормейстер Валентин Пучков-Сорочинский), которые создавали могучий образ народа. В оперном театре идет творческий поиск — во второй раз совмещаются вокалисты, танцоры с куклами («Снежная королева», режиссер Михаил Овсянников), к тому же решились на действо при участии оркестра, балета, хора, солистов оперы «Иисус» на музыку Джона Дебни по евангелистским мотивам (либретто, постановка, хореография Олега Николаева).
Героем нынешней «Сичеславны» стал Днепродзержинский театр им. Леси Украинки. Особенно со спектаклями «Игра в солдатики» (режиссер Александр Варун), где полуобнаженные красивые молодые ребята темпераментно разыграли будни американской армии, такие похожие на наши, и «Тартюф» Мольера (режиссер Сергей Чулков). Невероятно смешная классическая комедия исполняется на грани фола, в красивых костюмах и с глубокими размышлениями о тех проходимцах, которые так умело перекручивают нашу жизнь.
А еще радует поисковая тенденция. Собрались в Днепропетровске молодые актеры двух театров — украинского и русского — и под руководством молодого режиссера Николая Мишина (Гран-при прошлогодней «Сичеславны») поставили сценарий Г. Горина о «Доме Свифта». Играют на сценическом кругу, который время от времени вращается, поворачивая зрителя на нужный ракурс. Поражает. Заставляет задуматься.
А молодой режиссер, актриса театра «Верим!» Виктория Чернова поставила собственный проект — японскую пьесу «Сан» с прекрасным трио актеров тоже из разных театров — Людмила Воронина, Яков Ткаченко, Евгений Звягин. Стильно, красиво, образно!
Режиссер и педагог Владимир Петренко в этом году показывал не свой театр «Верим!», а своих студентов — третий курс актерского отделения Днепропетровского театрально-художественного колледжа. В черных трико, соединив сложное движение с выразительно представленным словом, на основе осмысленного, четко выстроенного действия, молодые люди увлекли философской поэзией Олеся «По дорозі в... (казку)».
А теперь о главном. «Сичеславна-2013» обнаружила заметную тенденцию— тонко-психологический театр. Он и раньше существовал в Украине, но в последнее время уступил шумности, лишней беготне, комикованию, приблизительности, гламурности, заигрыванию с публикой. И вдруг — «Порог» Дударева в Кривом Роге, моноспектакль Татьяны Ерентюк «Марина» (поэзия М. Цветаевой) в Запорожье и «Home, sweet home» в Днепропетровском театре «Верим!».
Старая пьеса «Порог», об алкоголике, которого похоронили, потому что на замерзшем трупе нашли его документы, и актуальная, и трогательная, и волнующая до слезам. Актер Василий Короленко (Буслай) проникновенно живет в ненавязчивой, но точной и образной режиссуре Михаила Мельникова.
А молодые актеры театра «Верим!» доверились молодому режиссеру, тоже актеру этого театра Тарасу Шевченко и прожили собственную версию популярного американского фильма на волне такой тонкой психологической правды, которой мы не видели со времен Бучмы и Смоктуновского.
И все это симптоматически. Мы снова в искусстве тянемся к человеку, к его естеству, к правде его жизни. Это и есть наша потребность в человеческом достоинстве, в ценности человеческого духа, которые на протяжении многих лет были у нас истоптаны и унижены. Даже за последние десятилетия никак не можем выпрямиться и опять начать уважать себя и другого. Знаменательно, что в сторону психологического театра идет именно творческая молодежь.
________________________________________
Победители «Сичеславны-2013»:
♦ в номинации «Лучший драматический спектакль» — спектакль «Тартюф» Ж.Б.Мольера (режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств Украины Сергей Чулков, художник-постановщик — Ирина Кохан, музыкальное оформление — Олег Волощенко);
♦ в номинации «Лучший спектакль для детей» — спектакль «Рикки-Тикки-Тави» А.Михайлова, А. Иванова (режиссер-постановщик — Валерий Клейменов);
♦ в номинации «Лучшая мужская роль» — Олег Волощенко за роль Тартюфа в спектакле «Тартюф»;
© в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» — Артем Лебедев за роль Оргона в спектакле «Тартюф»;
♦ в номинации «Лучшая женская роль в спектакле для детей» — Ирина Долинкина за роль Чучундры в спектакле «Рикки-Тикки-Тави»;
♦ в номинации «Лучшая сценография» — Александр Варун за сценографию спектакля «Билокси-блюз» Н. Саймона.
Специальный диплом «За гармонию и единство в руководстве театром», а также Гран-при «Сичеславны-2013» получили директор Днепродзержинского академического музыкально-драматического театра им. Леси Украинки, заслуженная артистка Казахстана Маргарита Кудина и художественный руководитель Театра им. Леси Украинки, заслуженный деятель искусств Украины Сергей Чулков.
Валентина ЗАБОЛОТНАЯ, театровед
Рубрика: Культура
Газета: №100, (2013



Останній раз редагувалося: 14.06.2013 12:38


Усі записи автора | Предыдущая | Следующая


Gorod.dp.ua не несе відповідальності за зміст опублікованих на сайті рецензій користувачів, тому що вони виражають думку користувачів і не є редакційним матеріалом.

Gorod`ській дозор | Обговорити тему на форумах | Газета оголошень

Мій gorod.dp.ua:
copyright © gorod.dp.ua
Усі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Про проект :: Реклама на сайті