Какие бывают велосипеды?
В начале ХХ века велосипеды были практически одинаковы. К концу прошлого столетия появилось множество видов велосипедов, призванных отвечать различным эксплуатационным условиям. Остановимся на наиболее популярных типах современного велосипеда.
Велосипед горный. Многоскоростной велосипед, предназначенный для езды по пересеченной местности, имеющий грубый протектор покрышек и диаметр колеса 26 или 24 дюйма. Несмотря на свое название, горный велосипед вовсе не предназначен для езды по горам. На самом деле это универсальный велосипед, обладающий повышенной маневренностью, проходимостью, устойчивостью, комфортом при езде по плохим дорогам. Этот велосипед идеален для тех, кто по большей части катается по проселочным, лесным и прочим дорогам с неровным рельефом и бездорожью. Отметим также, что наиболее популярны горные велосипеды для кросс-кантри, предназначенные для обычного катания. Существуют также горные велосипеды для триала, даунхилла, параллельного слалома.
Велосипед шоссейный. Многоскоростной велосипед, предназначенный для езды по дорогам с хорошим покрытием (асфальтовым или грунтовым). Высокая скорость шоссейного велосипеда сочетается с низкой проходимостью, недостаточной маневренностью и отсутствием комфорта при езде по дорогам с неровным покрытием.
Велосипед кроссовый (гибрид). Многоскоростной велосипед, являющийся переходной ступенькой между горным и шоссейным велосипедами. По сравнению с горным, кроссовый велосипед имеет больший диаметр колеса, более тонкие покрышки и более значительные передаточные числа, что позволяет развивать большие скорости. Такой велосипед очень хорошо себя чувствует на хороших дорогах, но может проехать и по плохим. На плохих дорогах тем не менее он будет значительно уступать горному велосипеду по таким показателям, как управляемость, проходимость, комфорт.
Велосипед туристический (треккинговый). В общем похож на кроссовый, но имеет немного большую колесную базу, оборудован щитками, багажником, освещением. Как правило, на такие велосипеды ставятся исключительно качественные компоненты, чтобы избавить туриста от необходимости перевозить с собой мешок запасных частей и ящик с инструментами.
Велосипед раскладной. Односкоростной или многоскоростной (3,5,7 скоростей) велосипед со складывающейся рамой и с диаметром колес 16-24 дюйма. Предназначен для перевозки в багажнике автомобиля, но у нас как правило используется как недорогой подростковый велосипед.
Велосипед детский. Велосипед, предназначенный для детей, с поддерживающими боковыми колесами и диаметром колеса 12, 14 или 16 дюймов.
Как правильно подобрать раму?
Поскольку разные люди имеют разный рост, то серьезные фирмы, такие как, например американская Kelly's, изготавливают рамы под различный рост. У Kelly's размеры рамы бывают 17.5, 19,5 и 21.5 дюймов. Чем больше ростовка, тем выше располагается верхняя труба и тем больше колесная база (т.е. длина) велосипеда. В общем рама 17,5 дюймов может подойти человеку ростом от 160 до 175 см, 19,5 - от 170 до 185 см, а 21,5 дюйма - от 180 до 195 см. Для более точного определения ростовки рамы Вам нужно обратиться к специалисту.
Чем грозит неправильно выбранная ростовка? Если рама слишком велика, Вам придется растягиваться, прилагая усилия чтобы дотянуться до руля. Это в свою очередь существенно отразится на комфорте и управляемости. Но главная опасность такой рамы заключается в возможности нанести себе серьезную травму при аварийном соскоке с велосипеда. Если же рама Вашего велосипеда будет Вам слишком мала, Ваши колени скорее всего будут бить по Вашим локтям, и особого комфорта Вы не почувствуете. Правильно подобранная рама - залог безопасной и комфортной езды.
Сколько стоит горный велосипед?
Горный велосипед, набирающий популярность в нашей стране, может стоить от 80 до нескольких тысяч у.е.. На сегодняшний день все уже знают, что дешевые польские, литовские и китайские варианты в районе 100 - 120 у.е. представляют собой одноразовые велосипеды. Как правило, ими завалены рынки и частные объявления в рекламных газетах, где их иногда умудряются продавать дороже, чем они стоят. При этом следует отметить, что подобные "конструкции" и на базаре, и по объявлениям зачастую продаются под видом немецких, чешских, итальянских. Тем более что неискушенный покупатель вряд ли сможет определить, немецкий это велосипед или китайский. Покупать такой велосипед имеет смысл только разве подростку, который, покатавшись неделю, забросит его куда подальше и перейдет на роликовые коньки или что-нибудь еще. На первый взгляд мало отличаясь от качественного велосипеда, при постоянном катании такая "конструкция" доставит во много раз больше хлопот чем удовольствия. Если Вас интересует качественный скоростной велосипед в районе 100-120 у.е., имеет смысл обратить внимание на раскладные скоростные велосипеды, по качеству значительно превосходящие горные велосипеды за ту же цену.
Велосипед в районе 150 у.е. имеет более высокий уровень качества и при средней интенсивности катания нормально выхаживает один сезон без замены деталей. Как правило, на такой велосипед фирма-производитель должна ставить детали, соответствующие минимальному уровню качества. Сюда можно отнести втулки Assess и Joytech, рулевые и каретки Neco, трансмиссию и звезды Shimano, покрышки Innova, и т.д.
Велосипед известной марки (как например Kelly's) в районе 200 у.е. будет иметь достаточно серьезный уровень качества и при эксплуатации в прогулочном режиме выхаживает два-три сезона без замены деталей. При этом такой велосипед должен иметь легкий вес (около 14 кг.), хорошие комфорт и маневренность, повышенную износостойкость, а также легкую регулировку узлов. При изготовлении будут использоваться высококачественные компоненты от всемирно известных производителей и одновременно усиленная и облегченная рама из более дорогих марок стали.
Велосипед в районе 250-400 у.е. предназначен для катания в активном режиме, то есть его узлы и компоненты будут выдерживать повышенные скоростные режимы по неровным дорогам. На таком велосипеде не обязательно притормаживать перед очередной неровностью или объезжать яму. К отличительным особенностям велосипеда данной категории можно отнести кассетные втулки, картриджные каретки, усиленные рамы с подварными и надварными швами и сменным ухом переключателя, трансмиссия не ниже Shimano Alivio, амортизационные системы известных производителей (Suntour, RST, Rock Shox).
Горные велосипеды от 500 до 1500 у.е. представляют собой спортивные конструкции. 50 километров в час вниз по ухабистой дороге, корягам и ямам, свист в ушах, ветки бьют по рукам, колеса отрываются на пол-метра от земли, перелетая очередной овраг. Если Вы ездите так, Вам нужен такой велосипед. В его комплектацию будет входить оборудование Shimano Deore, LX, XT, пистонированные или дважды пистонированные обода, рулевые класса FSA, гидравлические или воздушные амортизаторы известных производителей, баттинговая рама и т.д.
Наконец, во много тысяч долларов может обойтись профессиональная модель, предназначенная для использования на серьезных соревнованиях.
Какой велосипед лучше покупать - новый или б/у?
Распространено мнение, что имеет смысл покупать велосипеды б/у. "Ведь покупают же машины б/у, и ездят нормально".
Будете ли Вы покупать машину бывшую в употреблении самостоятельно, не прибегая к помощи знакомого механика? Любая вещь б/у - это кот в мешке, вариант для любителей лотереи. Что касается велосипеда, то его ресурс значительно ниже, чем ресурс машины. Часто встречаются случаи типа: " я по дешевке купил бэушный велосипед. Можете его посмотреть и сказать, сколько будет стоить привести его в порядок?". Как правило, подобный ремонт будет стоить столько же, сколько сам велосипед. На самом деле, очень часто оказывается дешевле купить новый велосипед с гарантией, чем создавать себе кучу проблем с поиском запасных частей и квалифицированным ремонтом такого сложного изделия, как современный многоскоростной велосипед. Хотя, если по профессии Вы механик, возможно, это вариант для Вас.
Что такое дисковые тормоза на велосипеде?
Дисковые гидравлические тормоза применяются на горных велосипедах спортивного и профессионального уровня. Их отличают очень большая мощность, работоспособность при появлении восьмерок на ободе или налипании грязи на обод. Как правило, такие тормозные системы стоят от 250 у.е., а велосипеды с ними - от 800 у.е.
Следуя моде, некоторые известные производители начали выпуск гораздо более дешевых механических дисковых тормозов, которые по своей мощности значительно уступают не только своим гидравлическим аналогам, но и простым среднего уровня ви-брейкам (классическим тормозам). Убедиться в этом легко: достаточно нажать одной рукой передний тормоз до предела, а другой рукой Вы свободно прокрутите переднее колесо, не прилагая для этого особых усилий! Это характерно для любого производителя, будь то тормоза фирм RST, Promax, Avid, Formula, Tektro, Diatech или другой известной фирмы. Стоят такие тормозные системы в районе 150 у.е., а велосипеды с ними - 400-600 у.е.
Наконец, некоторые польские и китайские фирмы освоили выпуск крайне дешевых дисковых тормозов. Велосипед с такими тормозами может стоить в районе 150 у.е.. Подобные тормоза не только моментально выходят из строя, но также имеют крайне низкие функциональные параметры. Очень слабое торможение может приводить к возникновению аварийных ситуаций. При торможении Вам придется помогать таким тормозам собственными ногами!
Существует ряд мифов относительно горного велосипеда. Остановимся на наиболее распространенных из них.
Чем больше амортизаторов, тем лучше! (Миф 1)
"Я хочу велосипед с амортизаторами! На базаре за 150 у.е. продают красивый велосипед, там целых 4 амортизатора!"
Можно только посочувствовать этому человеку, а подобный образец велостроения поставить под стекло и любоваться им, но ни в коем случае не кататься. Потому что он также подходит для катания, как автомобиль подходит для полетов на Луну. Не будем забывать о том, что велосипед это не мотоцикл, и вместо мотора педали приходится крутить ногами.
Амортизаторы изначально были придуманы для горного велосипеда спортивного класса. Их целью является поглощение ударов, улучшение маневренности, усиление контакта с поверхностью. Все это - при спортивной езде! При этом серьезный велосипед с передним амортизатором не может стоить менее 200-250 у.е., а цена на велосипед с двумя амортизаторами начинается на уровне 500-600 у.е. Что касается велосипеда с амортизаторами в районе 150 у.е. - то это в общем-то детский вариант, где единственное, что дают дешевые амортизаторы, это большое увеличение веса, значительное ухудшение маневренности и устойчивости, серьезное ухудшение прочности рамы, затрудненная езда по плохим дорогам (усилия, которые вы делаете нажимая на педали, уходят в амортизаторы; особенно тяжело дается езда в гору).
Что касается кроссовых велосипедов, то вопрос с амортизаторами там стоит менее остро, поскольку эти велосипеды предназначены для езды по более хорошим дорогам. Амортизаторы на кроссовых велосипедах имеют меньший ход и большую чувствительность.
При покупке горного велосипеда оптимальным выбором можно считать: при бюджете до 200 у.е. - велосипед без амортизаторов, при бюджете до 500 у.е. -велосипед с передним амортизатором. При этом лучшей амортизацией будут служить толстые покрышки Вашего горного велосипеда.
Алюминиевый велосипед очень легкий! Он, безусловно, лучше стального! (Миф 2)
Во-первых, велосипед не может быть алюминиевым. Из алюминия (дюралюминия) делается рама. При этом вес рамы будет приблизительно составлять всего лишь около 20 процентов массы велосипеда! Хорошая алюминиевая рама будет весить два - два с половиной килограмма, а стальная - три - три с половиной. В результате велосипед со стальной рамой будет весить 14 кг., а точно такой же "алюминиевый" его собрат - 13 кг. Вот и вся разница. Более того, стальной велосипед известной марки будет наверняка весить меньше чем "алюминиевый" велосипед скажем польского или литовского производства, поскольку качество отделки рамы будет сильно отличаться, а также будет отличаться вес прочих компонентов, составляющих 80 оставшихся процентов массы велосипеда.
Во-вторых, произвести легкую и прочную алюминиевую раму довольно тяжело, для этого производство должно иметь серьезные наработанные технологии. Нередко встречаются случаи излома дешевых алюминиевых рам. Излом рамы - травматически небезопасный инцидент, который может привести к серьезным последствиям. Поэтому любая серьезная фирма (и Kelly's в их числе) особенно серьезно подходит к изготовлению рам из алюминия. Прочность всех рам Kelly's тестируется на специальном оборудовании и имеет большой запас прочности, который гарантируется производителем.
Чем больше скоростей, тем лучше! (Миф 3)
Мне нужен велосипед подешевле, но чтобы там было 24 скорости! - иногда говорит неискушенный покупатель, забывая о том, что количество не всегда означает качество.
На самом деле, куда важнее компоненты, которые обеспечивают переключение: звезды, переключатели, манетки. 18 скоростей для горного велосипеда - это минимум на сегодняшний день. На хороших велосипедах до 200 у.е. будет не более 21 скорости (3 звезды спереди и 6 или 7 звезд сзади). В данной ценовой категории 24 скорости может быть только на дешевых китайских велосипедах.
Тем не менее, на велосипедах, предназначенных для активной езды (250-400 у.е.), как правило 24 скорости (3 звезды спереди и 8 звезд сзади). На спортивных велосипедах (от 400-500 у.е.) будет только 27 скоростей (3 и 9 звезд соответственно). Но это большое количество скоростей идет в ногу со значительным увеличением качества, легкости хода, точности и скорости переключения передач, надежности и других технических параметров. Таким образом, большое количество скоростей (24 или 27) - обязательное, но недостаточное условие уровня велосипеда. Если Вы хотите приобрести "продвинутый" велосипед, то от большого количества скоростей (24 или 27) Вам попросту не уйти.
Велосипеды ничем не отличаются друг от друга. Втулки, звезды, педали - все одно и то же, зачем переплачивать? (Миф 4)
На вопрос "Чем отличаются велосипеды за 120 у.е. и за 180 у.е.?" ответ прост: "всем". Возьмем литовский или польский велосипед за 120 у.е. и, например, Kelly's Radius, который стоит 180у.е. Можно сравнивать абсолютно любую деталь - от покрышки до тормозной системы, разница видна во всем. Используются разные материалы, разные конструкции и способы отделки узлов. Чем выше класс велосипеда, тем серьезнее материалы и тем тщательнее их обработка. Нужно лишь покататься на одном и на другом, разницу Вы почувствуете моментально. В конечном счете, эта разница будет заключаться в прочности и износостойкости, весе, комфорте, маневренности, динамике и скоростных качествах, легкости обслуживания. Даже внешний вид будет разительно отличаться. А разница в прочности приведет к тому, что дешевый велосипед окажется гораздо дороже в обслуживании, поскольку Вы два раза поменяете многие детали на дешевом велосипеде, прежде чем у Вас что то выйдет из строя на велосипеде известной марки.
Источник
А по поводу тормозов - речь не о не виде... а кто производит.... Відповісти | З цитатою | Обговорення: 1
Кстати по мех. дисковым тормозам цитата:
"достаточно нажать одной рукой передний тормоз до предела, а другой рукой Вы свободно прокрутите переднее колесо, не прилагая для этого особых усилий!"
Ложь! Нормальная дисковая механика тормозит на уровне хороших ви-брейков при лучшей модуляции. Відповісти | З цитатою | Обговорення: 2