Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Чт, 26 червня 2025
23:17

ВСЕ ПРО СПОРТ

От закрытого маршрута к туристскому ориентированию



Спортивное ориентирование - сегодня сочетание этих слов понятно не только многим туристам - профессионалам, но и людям самых разных возрастов и профессий. Однако, прежде чем спортивное ориентирование достигло нынешней популярности и приобрело статус самостоятельного вида спорта, получило свое современное название - оно прошло долгий и нелегкий путь.

Мысль о том, что умение ориентироваться на местности с помощью компаса и карты может быть предметом соревнования, и благодаря соперничеству будет возрастать интерес к овладению молодежью этими полезными навыками, одному из первых в Советском Союзе пришла к преподавателю ЛГПИ им. А.И.Герцена Владимиру Владиславовичу Добковичу (1907-1983 гг.). Именно он, будучи уже тогда активным организатором туризма, впервые в нашей стране, в 1939 году провел в окрестностях Ленинграда соревнования туристов, во время которых было необходимо в ночных условиях пройти с помощью карты и компаса по заранее неизвестному маршруту, при этом в процессе движения требовалось в определенном (заданном) порядке отыскать несколько контрольных пунктов (КП). Эти соревнования по праву можно считать "прадедушкой" отечественного спортивного ориентирования. Уже в 1940 году состоялось первое летнее первенство города по ночному "закрытому маршруту".

В зимних условиях первые соревнования В.В.Добковичу удалось провести только 12 января 1941 года. Советско-финские военные действия в 1939-1940 годах выявили возросшее значение умения быстро и безошибочно ориентироваться на местности, что обусловило явно выраженную военно-прикладную направленность этих соревнований. Каждый участник обязан был нести винтовку, противогаз и 8 кг неприкосновенного груза ( женщины - только противогаз и груз ). На старт вышло 26 команд - 16 мужских и 10 женских, в каждой команде было по 10 человек. Мужчины должны были пройти маршрут 26,5 км, а женщины - 8,5 км. На КП стояли палатки с судьями и горели костры.

Героическая битва советского народа с фашизмом в 1941-1945 годах прервала мирную жизнь нашей страны, и в то же время боевые действия на фронте и в тылу врага подтвердили важное военно-прикладное значение умения ориентироваться в незнакомых условиях.

В первые же послевоенные годы началось возрождение деятельности туристских организаций. В 1948 году существовавшее в те годы студенческое добровольное спортивное общество "Наука" в Ленинграде организовало свое первенство по ночному закрытому маршруту, а с 1949 года возобновилось проведение летних и зимних первенств.

В 50-ые годы этот вид туристских соревнований приобрел огромную популярность среди туристов, особенно среди студенческой молодежи. Не только ДСО и городские секции включали в свои календари зимние и летние первенства, но даже в отдельных коллективах физкультуры выходили на старт туристы, выступая за команды внутренних подразделений.

Условия проведения прародителей нынешних соревнований отличали романтическо-прикладной характер, огромный эмоциональный настрой участников, их горячий энтузиазм и, конечно, присущая только этому виду специфика. В качестве карт использовались "синьки" выкопировок топографических карт масштабов 1:100000, 1:50000. На листах "синьки" обычно были нанесены только дороги и просеки, а также крупные элементы гидрографии; рельеф и растительность, как правило, отсутствовали или показывались глобально и весьма приблизительно. Протяженность дистанций достигала 15-20 км у женщин, 25-30 км у мужчин. Для предотвращения преследования каждой команде планировался свой маршрут, что создавало особые трудности постановщикам дистанций, старавшимся все-таки обеспечить примерно равные условия соревнующимся. Маршрут движения команда узнавала только в момент старта, когда судья вручал капитану запечатанный конверт, содержащий карту-схему и так называемый "приказ", т.е. лист бумаги установленной формы, на котором начальником дистанции в соответствующих графах было вписано :
"1. С места старта двигаться к КП No.1, расположенному на расстоянии 675 метров от пересечения лесной дороги с ручьем, азимут 243 градуса.
2. От КП No.1 следовать к КП No.2, расположенному... и т.д."
На карте-схеме КП были обозначены кружками и пронумерованы, но не соединены между собой линиями. На всех КП обязательно находились палатки, костры и судьи-контролеры, которые своей подписью в соответствующей графе удостоверяли прохождение КП. Призм в те годы еще не было. Иногда контролеры засыпали, костер гас, и такой КП найти было очень трудно.

Уже в то время, прежде чем размножить "синьки" с выкопировки, постановщики дистанций обязательно выходили на местность и вносили в кальку, если возникала необходимость, корректировку. Конечно, корректировка касалась большей частью лишь дорожно-просечной сети и была достаточно грубой, так что тактический опыт, интуиция и умение держать точный данный азимут были основным вооружением команд того времени. Кроме армейского компаса Андрианова, непременным снаряжением участника был всегда и транспортир, помогавший точно откладывать азимут по карте-схеме.

Все участники делились на две группы - разрядников ( в соответствии с действовавшей с 1949 года туристской спортивной классификацией ) и новичков. Каждая команда обычно состояла из 5 человек. Для мужчин вес контрольного груза составлял 12 кг (разрядники) и 8 кг (новички), для женщин соответственно - 10 кг и 6 кг, однако в разных соревнованиях он мог и отличаться от вышеприведенных значений. Перед стартом специальный судья продевал проволоку через проушины рюкзака и производил опломбирование свинцовой пломбой и вагонным компостером. Аптечка, питание, топор и веревка были обязательны, но в контрольный груз не входили. На финише всегда производилось контрольное взвешивание, и в случае нарушения пломбы или нехватки веса результат команде не засчитывался. Старт всегда был раздельным, и не только по времени, но иногда и по месту, т.е., например, каждую команду выпускали на старт с автомашины в разных местах шоссе. По дистанции команды двигались пешком, как в походе, иногда устраивали привалы с приемом пищи. Старт нередко давался в полночь или на час раньше, первые команды обычно приходили на финиш лишь ранним утром, а иные и в середине следующего дня.

В первые годы проводилось одно-два соревнования в сезон, с увеличением популярности число стартов росло, подробнее становились карты, унифицировались и формы проведения. Центральным Советом по туризму были даже разработаны и утверждены в 1957 году временные правила проведения туристских соревнований.

Продолжение следует...
geocities.com


e-mailSantino  (11.10.05 10:41): Хорошая статейка! Відповісти | З цитатою
Gorod.dp.ua не несе відповідальності за зміст опублікованих на сайті рецензій користувачів, тому що вони виражають думку користувачів і не є редакційним матеріалом.

Gorod`ській дозор | Обговорити тему на форумах | Газета оголошень

copyright © gorod.dp.ua
Усі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Про проект :: Реклама на сайті