От закрытого маршрута к туристскому ориентированию
Спортивное ориентирование - сегодня сочетание этих слов понятно не
только многим туристам - профессионалам, но и людям
самых разных возрастов и профессий. Однако, прежде чем спортивное ориентирование
достигло нынешней популярности и приобрело статус самостоятельного вида спорта,
получило свое современное название - оно прошло долгий и нелегкий путь.
Мысль о том, что умение ориентироваться на местности с помощью компаса и
карты может быть предметом соревнования, и благодаря соперничеству будет
возрастать интерес к овладению молодежью этими полезными навыками, одному из
первых в Советском Союзе пришла к преподавателю ЛГПИ им. А.И.Герцена Владимиру
Владиславовичу Добковичу (1907-1983 гг.). Именно он, будучи уже тогда активным
организатором туризма, впервые в нашей стране, в 1939 году провел в окрестностях
Ленинграда соревнования туристов, во время которых было необходимо в ночных
условиях пройти с помощью карты и компаса по заранее неизвестному маршруту, при
этом в процессе движения требовалось в определенном (заданном) порядке отыскать
несколько контрольных пунктов (КП). Эти соревнования по праву можно считать
"прадедушкой" отечественного спортивного ориентирования. Уже в 1940 году
состоялось первое летнее первенство города по ночному "закрытому маршруту".
В зимних условиях первые соревнования В.В.Добковичу удалось провести
только 12 января 1941 года. Советско-финские военные действия в 1939-1940
годах выявили возросшее значение умения быстро и безошибочно ориентироваться на
местности, что обусловило явно выраженную военно-прикладную направленность этих
соревнований. Каждый участник обязан был нести винтовку, противогаз и 8 кг
неприкосновенного груза ( женщины - только противогаз и груз ). На старт вышло
26 команд - 16 мужских и 10 женских, в каждой команде было по 10 человек.
Мужчины должны были пройти маршрут 26,5 км, а женщины - 8,5 км. На КП стояли
палатки с судьями и горели костры.
Героическая битва советского народа с фашизмом в 1941-1945 годах прервала
мирную жизнь нашей страны, и в то же время боевые действия на фронте и в тылу
врага подтвердили важное военно-прикладное значение умения ориентироваться в
незнакомых условиях.
В первые же послевоенные годы началось возрождение деятельности туристских
организаций. В 1948 году существовавшее в те годы студенческое
добровольное спортивное общество "Наука" в Ленинграде организовало свое первенство по ночному
закрытому маршруту, а с 1949 года возобновилось проведение летних и зимних
первенств.
В 50-ые годы этот вид туристских соревнований приобрел огромную
популярность среди туристов, особенно среди студенческой молодежи.
Не только ДСО и городские секции включали в свои календари зимние и летние
первенства, но даже в отдельных коллективах физкультуры выходили на старт
туристы, выступая за команды внутренних подразделений.
Условия проведения прародителей нынешних соревнований отличали
романтическо-прикладной характер, огромный эмоциональный настрой участников, их
горячий энтузиазм и, конечно, присущая только этому виду специфика. В качестве
карт использовались "синьки" выкопировок топографических карт масштабов
1:100000, 1:50000. На листах "синьки" обычно были нанесены только дороги и
просеки, а также крупные элементы гидрографии; рельеф и растительность, как
правило, отсутствовали или показывались глобально и весьма приблизительно.
Протяженность дистанций достигала 15-20 км у женщин, 25-30 км у мужчин. Для
предотвращения преследования каждой команде планировался свой маршрут, что
создавало особые трудности постановщикам дистанций, старавшимся все-таки
обеспечить примерно равные условия соревнующимся. Маршрут движения команда
узнавала только в момент старта, когда судья вручал капитану запечатанный
конверт, содержащий карту-схему и так называемый "приказ", т.е. лист бумаги
установленной формы, на котором начальником дистанции в соответствующих графах
было вписано :
"1. С места старта двигаться к КП No.1, расположенному на
расстоянии 675 метров от пересечения лесной дороги с ручьем, азимут 243 градуса.
2. От КП No.1 следовать к КП No.2, расположенному... и т.д."
На карте-схеме КП
были обозначены кружками и пронумерованы, но не соединены между собой линиями.
На всех КП обязательно находились палатки, костры и судьи-контролеры, которые
своей подписью в соответствующей графе удостоверяли прохождение КП. Призм в те
годы еще не было. Иногда контролеры засыпали, костер гас, и такой КП найти было
очень трудно.
Уже в то время, прежде чем размножить "синьки" с выкопировки, постановщики
дистанций обязательно выходили на местность и вносили в кальку, если возникала
необходимость, корректировку. Конечно, корректировка касалась большей частью
лишь дорожно-просечной сети и была достаточно грубой, так что тактический
опыт, интуиция и умение держать точный данный азимут были основным вооружением
команд того времени. Кроме армейского компаса Андрианова, непременным
снаряжением участника был всегда и транспортир, помогавший точно откладывать
азимут по карте-схеме.
Все участники делились на две группы - разрядников ( в соответствии с
действовавшей с 1949 года туристской спортивной классификацией ) и новичков.
Каждая команда обычно состояла из 5 человек. Для мужчин вес контрольного груза
составлял 12 кг (разрядники) и 8 кг (новички), для женщин соответственно - 10 кг
и 6 кг, однако в разных соревнованиях он мог и отличаться от вышеприведенных
значений. Перед стартом специальный судья продевал проволоку через проушины
рюкзака и производил опломбирование свинцовой пломбой и вагонным компостером.
Аптечка, питание, топор и веревка были обязательны, но в контрольный груз не
входили. На финише всегда производилось контрольное взвешивание, и в случае
нарушения пломбы или нехватки веса результат команде не засчитывался. Старт
всегда был раздельным, и не только по времени, но иногда и по месту, т.е.,
например, каждую команду выпускали на старт с автомашины в разных местах шоссе.
По дистанции команды двигались пешком, как в походе, иногда устраивали привалы с
приемом пищи. Старт нередко давался в полночь или на час раньше, первые команды
обычно приходили на финиш лишь ранним утром, а иные и в середине следующего дня.
В первые годы проводилось одно-два соревнования в сезон, с увеличением
популярности число стартов росло, подробнее становились карты, унифицировались и
формы проведения. Центральным Советом по туризму были даже разработаны и
утверждены в 1957 году временные правила проведения туристских соревнований.
Продолжение следует...
geocities.com