Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вт, 19 марта 2024
09:28

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Главный художник Днепра Сергей Белый: «Верю, что город заживет в ритме Дизайн-кода!»

Главный художник Днепра Сергей Белый: «Верю, что город заживет в ритме Дизайн-кода!»

Сергей Белый в эксклюзивном интервью Городскому сайту рассказал об опыте внедрения в городе принципов Дизайн-кода, о свершениях, трудностях и перспективах работы главного художника Днепра.

Напомним, что около 15 лет этой должности в нашем городе вообще не было – ее в свое время упразднили.

В 2017 году главным художником Днепра на конкурсной основе как раз и был избран наш сегодняшний собеседник, Сергей Белый. Пришел он на эту должность со множеством идей и опытом реализации части из них. Об этом в свое время рассказывал Городской сайт.

Часть горожан связывает работу главного художника с постоянной борьбой с незаконными и несогласованными вывесками и рекламой. Кто-то вспомнит о новых логотипе и девизе Днепра. Другие – о начале приведения городского транспорта к единым стандартам внешнего облика. Все эти (и многие другие!) направления работы Сергея Белого подчинены, в общем-то, одной главной задаче: помочь городу обрести новое лицо и жить в соответствии с принципами Дизайн-кода.

О многогранности и тонкостях этой работы догадываются не многие горожане. Наверное, еще меньше днепрян знают о том, что главный художник – отнюдь не Белый. Сергей Белопольский – вот его настоящие имя и фамилия, от которых веет духом польской шляхты, исторических хроник и романов…

Шляхтичей в роду не наблюдалось

С генеалогических загадок мы и начали беседу…

- Признавайтесь, Сергей, - так есть ли у вас польские корни?

- Очевидно, нет. Связи с Польшей среди предков не обнаружил, я и мои родители – коренные жители Днепра, в нашем городе родился и мой дед. Знаю лишь несколько однофамильцев – например, академика Белопольского, который открыл планету Меркурий.

- Почему взяли такой псевдоним, «ставший» для большинства вашей фамилией? Белый – подразумевали чистый, светлый, направленный на деяние добра?

- Таких высоких материй даже не подразумевал. Давно в соцсети зарегистрировался как Сергей Белый, просто сократив свою настоящую фамилию. И когда был утвержден главным художником города и стал публичным человеком, стал чаще использовать псевдоним просто из-за его известности и удобства.

- Тогда, пожалуйста, - как говорится, кратко о себе…

- 44 года, днепрянин, закончил физтех ДНУ имени Гончара. Еще во время учебы начал активно работать на компьютере, появился огромный интерес к дизайну, сайтостроительству. Сразу после учебы пошел работать дизайнером в рекламное агентство. Всю трудовую жизнь дизайном и занимался. Ко времени назначения главным художником Днепра у меня была своя успешная дизайн-студия, занимались заказами на логопиты, стили, айдентику компаний. А вот вывесками, фасадами – не занимались, - добавляет с улыбкой.


Дизайн – симбиоз творчества и рациональности

- А как же творческое кипение, ночные муки у холста? Разве главный художник города не должен быть еще и непосредственно художником?

- Дизайн – это и есть симбиоз творчества и технологической рациональности, которая, на мой взгляд, является необходимым условием искусства. Прекрасное, высокое, творческое в дизайне тоже наглядно проявляется. Если же спрашиваете о живописи, то я честно признаю: красиво рисовать – не умею! Какие-то сугубо творческие вещи, конечно, создавал, но это не те произведения, которыми стоит гордиться.

- Три года назад для многих было загадочным, кто такой Сергей Белый и почему именно он назначен главным художником Днепра. Напомните предысторию этого назначения, пожалуйста…

- Еще в 2016 году я поучаствовал в разработке адресных домовых табличек, предлагал другие дизайнерские идеи для города. И, наверное, попал в поле зрения мэру и его заместителю Михаилу Лысенко. В 2017 году участвовал в конкурсе на разработку нового логотипа Днепра и стал в итоге его победителем. Вернее будет сказать, что в этом процессе участвовала команда единомышленников, которая позже оформилась в сообщество «Днипро-Дизайн». Идею нового знака подсказал состоявшийся профессионал, главный дизайнер Вотсапа Антон Борзов. А основой серьезной дизайнерской команды стали Игорь Крыжановский, Сергей Савицкий, Максим Гольдин и другие опытные люди. Нам сообща хотелось разработать Дизайн-код города и с его помощью начать изменять Днепр к лучшему.

Слона надо есть по частям!

- А вы вообще представляли, в чем заключается работа главного художника города? Как вы были назначены на эту должность?

- Был избран в результате конкурса. Я не знаю, кто еще претендовал на эту должность. Но в итоге на конкурс, кроме меня, никто заявок так и не подал… Чем предстояло заниматься, в общих чертах представлял. Понимал, что одна из главных задач – привести в порядок вывески на фасадах зданий, рекламу. Но мечты и желания только этим не ограничивались. Хотелось разработать единую концепцию дизайна города и начать ее реализовывать. Понимал, насколько это глобальная задача, знал, что «слона надо есть по частям», что сделать все сразу невозможно. В этой работе огромную помощь оказала и оказывает сложившаяся команда единомышленников, о которой говорил.

- В 2018 году был разработан и 18 декабря того же года - утвержден Дизайн-код Днепра. Городской сайт систематически рассказывал о его подготовке, утверждении горсоветом, а после мы практически еженедельно рассказывали о том, что делается в этом направлении. Не будем заново подробно рассказывать о принципах Дизайн-кода – читатели все найдут в приведенных ссылках… Скажите коротко – удовлетворены тем, что удалось сделать за эти полтора года?

- Отчасти – да. На путь изменения города - стали. За год действия Дизайн-кода №1250 с фасадов города исчезло более полутора тысяч не соответствующих этому документу рекламных вывесок и конструкций. Видно, что город начал «излечиваться», но результат еще не максимальный. Очевидней всего перемены в центральной части города, где арендаторов и собственников активней всего «пинают» проверяющие. Хочется, чтобы такие же изменения активней происходили и на отдаленных массивах, но сами владельцы менять не хотят, и сознательности для этого у них нет.

Только в Днепре Дизайн-код работает как закон

- Вы не верите в сознательность владельцев магазинов и общее стремление сделать город красивее?

- Не верю… Но в чем принципиальное отличие Дизайн-кода Днепра от других городов Украины (Киев, Львов, Одесса, Запорожье и так далее), где тоже утвердили подобный свод правил? Там правила Дизайн-кода носят рекомендательный характер. Они не могут заставить арендаторов изменить свои вывески. У нас же Дизайн-код работает как закон. И в этом наше большое преимущество.

- За полтора года действия Дизайн-кода какие из полутора тысяч историй демонтажа и переделок вывесок запомнились больше всего?

- Когда Дизайн-код начал действовать, наша задача была не бегать за каждым нарушителем его правил, а постепенно исправлять весь город. Построить систему, в которой эти правила работали бы и город постепенно менялся. Мне кажется, эту систему получилось настроить, и объекты поэтапно приводятся в соответствие с требованиями Дизайн-кода. Но работы еще – море. По примерным оценкам, в Днепре – около 30 тысяч вывесок и рекламных конструкций, пока приведена в порядок только двадцатая часть. А запомнилось… Наверное, история с вывеской магазина «Рошен» на проспекте Яворницкого – в силу ее резонансности среди горожан. Из последних примеров – приведение в порядок фасада исторической аптеки на перекрестке улиц Харьковской и Липинского.


Перемены надо начинать с сознания людей

- Привести фасады зданий (особенно исторических) помогает не только «разгрузка» их от обилия несогласованной рекламы. Но и ремонт, реставрация, покраска в исторически аутентичный цвет самих фасадов. А у нас то и дело часть фасада размалюют то в кричаще фиолетовый, то в розовый цвет. Как вы к этому относитесь?

- Известно как – употребляем власть, заставляем таких горе-арендаторов вернуть зданию первоначальный облик. Проблема – очень значима, хотя к Дизайн-коду фасадных конструкций №1250 прямо не относится. Прекрасным было начинание реконструкции фасадов «сталинок» на главном проспекте. Но большинство зданий находится в частной собственности или в аренде, город не имеет возможности и юридических прав заниматься этими зданиями. А их собственники не уделяют внимания состоянию зданий. Или уделяют таким диким образом, как вы упоминали. А потом, счищая такую кричащую краску, еще и нарушают целостность здания, повреждают историческую кладку, нанося объекту непоправимый урон… Хотите что-то изменить, обновить, - вперед, все описано в правилах благоустройства, все есть в паспорте здания. Правда, часто подобный паспорт объекта за давностью лет утерян. Но тогда надо его восстановить при помощи специалистов.

- А как, на ваш взгляд, в целом в Днепре складывается ситуация с сохранением исторического архитектурного наследия?

- Некоторые объекты, о которых действительно заботятся, выглядят неплохо. Но в целом картина печальна. И зачастую город с этим ничего не может сделать. Как, например, с роскошным зданием бывшего Английского клуба на Воскресенской. Здание находится в частной собственности, годами приходит в запустение, в нем уже проваливается крыша, после чего начнутся непоправимые разрушения. Отношение к историческому наследию надо менять в сознании людей. Прежде всего, необходимы четкие правила в вопросе сохранения исторического наследия и ответственности собственников. Хотя все равно найдется глупец, который захочет покрасить фасад в синий цвет…

Дизайн-код марширует по Днепру

- Давайте оставим тему вывесок и фасадов. Дизайн-код внедряется во многих инфраструктурных аспектах. Например, разработаны и постепенно реализуются новые правила покраски городского транспорта… Когда весь транспорт будет соответствовать принципам Дизайн-кода, когда все трамваи станут красными, троллейбусы голубыми, а автобусы желтыми?

- Мы не говорим о конкретных сроках. Взять и сразу перекрасить весь городской транспорт – очень затратно. Новый внешний облик получают те машины, которые прошли капремонт или только что приобретены. Учитывая, что на маршрутах работает много разных моделей машин, для каждой модели разрабатывается свой паспорт дизайн-кода.

- Принципы Дизайн-кода внедряются и в другие сферы городской жизни. Большой резонанс вызвало появление мусорных урн с символикой Днепра, сейчас логотипами города украшены скамейки, ливневки, плитка на мостовой… Так и хочется сказать о том, что Дизайн-код торжествующим маршем идет по Днепру!

- Порой в этом вопросе даже проявляется перехлест. Перебора быть не должно, город не должен превращаться в логотип. Те же урны сейчас сделали бы, наверное, более сдержанными… Но в целом результат, когда инфраструктурные вещи общаются с горожанами, мне нравится.

- Верите в то, что жизнь Днепра может протекать в ритме Дизайн-кода?

- Верю. Город должен быть пронизан неким единым духом. Приезжий человек, турист должен этот дух, стиль города ощущать. Город должен разговаривать с прохожими на своем языке. Даже если этот разговор изначально проблемный. Например, прохожий сталкивается с забором, ограждающим стройку – того же метро. Так вот забор должен быть не просто глухой стеной, а может рассказать человеку, что здесь делается, для чего, принести извинения за доставленные неудобства.

Любые события – это эволюция

- Вы говорите о городе как о единой цельной структуре. Но на самом деле Днепр – очень многолик и противоречив. На жилмассивах Западный и Северный о Дизайн-коде, думаю, даже слышали не многие, не говоря уже о следовании его принципам…

- Такие различия – не повод для конфликтов. Хорошо, когда районы и живущие в них люди – разные. Все могут жить счастливо, эстетически правильно. Когда эстетика жителей Западного приблизится к эстетике жителей центра города, то в целом этика горожан изменится в позитивную сторону. Эстетика в итоге способна исправить этику.

- Как жизнь в новых, карантинных условиях изменила вашу работу и развитие города в целом?

- Мне работать стало даже легче. Раньше все посетители приходили на прием, порой у нас были долгие споры. Сейчас все обращаются дистанционно. Изучаем присланные материалы, если все оформлено правильно – ставим печать и отсылаем обратно по электронной почте… Темпы приведения вывесок в соответствие весной действительно замедлились, поскольку многие магазины просто были закрыты. Но сейчас все активизировалось. Не думаю, что эта ситуация радикально повлияла и на развитие города в целом. Ведь этот период Днепр переживает не в одиночку, этим страдает весь мир. Любые события – это эволюция, к ней надо адаптироваться и продолжать жить.

- Каким вы видите Днепр в будущем – лет через 10?

- Хотелось бы прогуляться в Днепре 2030 года и не заметить разницы в вопросах инфраструктуры, комфортности города для жителей со, скажем, Веной. Для этого всем днепрянам надо любить свой город и не быть потребителями. Люди должны понимать, что они – хозяева в своем городе, что они способны в нем навести порядок. Если хотя бы 10 процентов горожан это осознает и захочет сделать – это будет правильный город!

Gorod.dp.ua на Facebook.


555  (27.01.22 17:42): Очередной "гений" не признанный с идеями понятными только избранным ! реклама и маркетинг никак не учитываются в его дизайн-кодах ! все должно быть в "серой депресухе " по его мнению! Ответить | С цитатой
Судья Дред  (23.07.20 08:06): так как же его зовут то??? Белый, или Небелый?
Цирк кокойты...
Ответить | С цитатой
Абориген  (20.07.20 05:03): Очередной недоучка возомнил себя "великим реформатором" Ответить | С цитатой
Максим  (10.07.20 10:25): При всем уважении к работоспособности Сергея Белого, но логотип Днепра выиграл точно не он. С конкурсом была манипуляция и фальсификация "Агенством розвитку Дніпра". Ответить | С цитатой
Школьник  (10.07.20 10:08): Его дед открыл планету Меркурий?
её древние греки открыли и в честь своего божества назвали. Что за бред он несёт
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
Sopelman  (10.07.20 09:10): Вы только вдумайтесь, специалист подобного уровня говорит - "красиво рисовать – не умею!", это означает, что должность ты занимаешь не свою, короче говоря, одна гордыня.
Конечно это уже проходили много раз, вспомните известную пословицу: про пекущего пироги сапожника и ремонтирующего сапоги пекаря. Все голодные и босые будут.
Да, дожили, этого бедолагу нужно сперва в изостудию дома пионеров отправить. Там пусть азов наберется!
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 3
555  (10.07.20 08:59): кто ты такой вообще ! что ты такого нарисовал ? и лезешь в рекламу ! у тебя образование есть соответствующее - маркетинг ? дизайн код как закон у нас - беспредельные правила и все в серый цвет покрасить ! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
110
лет отелю «Астория»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте