Днепр » Новости города и региона
пн, 14 октября 2019
21:31

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Загадки «Екатеринославского кирпичного стиля»

|«« «« »» »»|

Сегодня исполняется 70 лет Сергею Борисовичу Ревскому – знатоку особенностей исторической застройки нашого города и автору широко применяемого термина «екатеринославский кирпичный стиль».

Сергей Борисович Ревский – член Союза архитекторов с 1981 г., кандидат искусствознания с 1983 г., профессор ПГАСА с 2000 г., член Международного совета ООН по вопросам памятников и выдающихся мест. Основные темы его научных исследований и проектных разработок: теория и история архитектуры, охрана и реставрация памятников архитектуры и градостроительства, реконструкция исторической среды, в том числе с размещением в ней новых сооружений. По этой тематике он является автором более 200 научных работ по истории и теории архитектуры и около 90 архитектурных проектов.

Где берет истоки «Екатеринославский кирпичный стиль»

Одним из наиболее обсуждаемых в историко-архитектурной среде нашего города стал введенный профессором Ревским почти полвека назад термин «екатеринославский кирпичный стиль», сформулированный в ходе исследования городской дореволюционной застройки и лаконично обозначаемый в паспортной карте зданий «е.к.с.».

Как вообще возникло это понятие?..

Как вспоминает Сергей Борисович, в середине 1980-х с целью инвентаризации городской застройки, классификации ее по историко-архитектурной ценности для подготовки материалов историко-архитектурного опорного плана города по заказу тогдашнего Днепропетровского горисполкома в ДИСИ (ныне ПГАСиА) осуществлялась научно-исследовательская работа по разработке рекомендаций для реконструкции исторической архитектурной среды города. В паспортной карте каждого из тысяч исторически ценных зданий, классифицированных как памятники архитектуры, вновь выявленные памятники архитектуры и исторически ценная рядовая застройка, в одном из пунктов указывался стилистический признак здания. Именно здесь, с целью сохранения конкретики и, вместе с тем, лаконичности изложения информации екатеринославскому варианту «кирпичного стиля», профессором Ревским было дано условное название «екатеринославский кирпичный стиль».

Стиль или стилизация?

В чем видит исследователь «подводные камни» такого обозначения?

Как человек с системным мышлением, профессор Ревский упреждает разночтения в интерпретации этого термина. Поясняет при этом общеархитектурные тенденции периода, в который им был выявлен специфический местный вариант «кирпичностилевой» трактовки оформления главных фасадов зданий массовой застройки. Они воплощали собой практически все течения архитектуры конца XIX – начала ХХ веков:

«Архитектура Екатеринослава, превратившегося в конце XIX – начале XX вв. в крупный промышленный город, представляла собой явление, значительно более разностороннее, нежели прежде. С 1880-х годов в Екатеринославе возводится много крупных общественных зданий в функциональном отношении достаточно полно отражающих процесс развития, совершенствования старых и формирования новых типов зданий. В жилищном строительстве массовое распространение получают многоэтажные секционные доходные дома».
Если говорить о стиле в классическом его понимании, то в этот период в Екатеринославе преобладает эклектика. Профессор Ревский подчеркивает, что в городской застройке были представлены оба ее направления – и стилизаторство, и так называемая «внестилевая» эклектика:

«В архитектурно-художественном решении фасадов воплощались стилизации, т.е. псевдостили, обеих ветвей стилизаторского направления эклектики. Это и романтические стилизации, основывавшиеся на исторических образах средневековой, не ордерной, архитектуры («романский стиль», «готика», «русский стиль», «мавританский стиль» и т.п.). И академические стилизации, которые базировались на художественной образности исторических стилей ордерной архитектуры («ренессанс», «барокко» и их разновидности)».
Характер стилизации сооружений избирался произвольно в зависимости от вкусов заказчика или архитектора.

В отличие от стилизаторского направления, во внестилевом направлении эклектики цель подражания какому-либо стилю прошлого не ставилась, и в массовой жилой застройке Екатеринослава в рассматриваемое время преобладала именно «внестилевая» эклектика.

В архитектуре эклектики конца ХІХ века – первой половины 1900-х годов в Екатеринославе особое место занимал так называемый «кирпичный стиль». Он проявился в отечественном зодчестве в начале 1870-х годов как выражение поиска органичной взаимосвязи между конструктивной и эстетической сторонами архитектуры. В «кирпичном стиле» выполнялись и «псевдостилевые» и «внестилевые» эклектические фасады.

Таким образом, «кирпичный стиль» фактически являлся специфическим материальным средством воплощения семантических образов тех или иных архитектурно-художественных тем и, следовательно, не может ни отождествляться с ними (т.е. становиться в один категорийный ряд с «внестилевой» эклектикой и со «стилями» «стилизаторской» эклектики), ни рассматриваться как самостоятельное вне эклектики явление. Он сам по себе не обладал стилеобразующим (в понимании архитектурного стиля) началом и присутствие слова «стиль» здесь чисто условно, почему название и указывается в кавычках – «кирпичный стиль».

Что первично - эстетика или экономика?

Было ли формирование «екатеринославского кирпичного стиля» явлением эстетическим или все же первоначально оно было экономически обусловлено?

По мнению профессора Ревского, предпосылкой возникновения «екатеринославского кирпичного стиля» стало мощное индустриальное развитие нашего города:

«Как известно, г. Екатеринославу, после его переноса с Кильчени на Днепр по указу 1784 года, предназначалась роль третьей, южной, столицы Российской империи. Однако после смерти Екатерины ІІ он более чем полстолетия был заурядным провинциальным губернским городом.

Заметное оживление в развитии Екатеринослава наступило после отмены крепостного права, когда в 1860-х – 1870-х годах город, располагавшийся в центре свободного лесосплава с верховья реки, превратился в один из главных центров юга страны по переработке и торговле продуктов сельскохозяйственного производства и леса. Но особенно интенсивно Екатеринослав начал развиваться с 1880-х годов. В 1884 году с сооружением в Екатеринославе моста через Днепр было завершено строительство железнодорожной магистрали, связавшей Донецкий каменноугольный бассейн (Донбасс) на левобережье и Криворожский железорудный бассейн (Кривбасс) на правобережье Днепра.

Расположенный посредине этой магистрали Екатеринослав с позиции экономической географии становится наиболее выгодным местом для развития металлургии. В 1890-х – 1900-х годах в нем появляется целый ряд больших металлургических, металлообрабатывающих, трубопрокатных, машиностроительных предприятий. Он превращается в один из крупнейших индустриальных и экономических и крупнейший металлургический центр страны. Количество его населения стремительно возрастает. Уже к началу ХХ века Екатеринослав выходит на первое место в метрополии по темпам роста населения (508%), уступая по этому показателю в Российской империи лишь «неметропольной» польской Лодзи».

Именно демографический взрыв, по мнению профессора Ревского, послужил основной причиной чрезвычайно активного внедрения «кирпичного стиля» в Екатеринославе:

«Бурное развитие города, сопровождавшееся резким ростом населения, выдвинуло необходимость очень быстрого строительства большого количества зданий и, прежде всего, жилых. В такой ситуации «кирпичный стиль» как нельзя лучше подходил для решения этой задачи, тем более что и городская территория, и окрестности города были богаты качественной глиной. К началу ХХ века в Екатеринославе работало уже более 20 заводов, производивших красный (в том числе лицевой) кирпич. В 1880-х – первой половине 1900-х годов в городе были построены сотни краснокирпичных зданий с «кирпичностилевой» трактовкой эклектических фасадов. Особенно широкое распространение «кирпичный стиль» получил в наиболее массовом типе зданий – в доходных домах».

Варианты были разные…

Варианты (так исследователь условно называет совокупность композиционных решений фасада и образный характер деталей его убранства) кирпичного оформления фасадов доходных домов были разные. Но один из них во второй половине 1880-х – первой половине 1900-х годов выработался именно в Екатеринославе, где по сравнению с прочими вариантами наиболее часто использовался в архитектурно-художественном оформлении фасадов доходных домов. Этот вариант профессор Ревский и назвал екатеринославским. Он применялся для оформления секционных доходных домов, имевших от двух до трех с половиной (с цокольным) этажей.

Правда, иногда, крайне редко, цокольный этаж в трех с половиной этажных зданиях, оформленных в екатеринославском варианте «кирпичного стиля» и располагавшихся на уклонах, переходил в полный этаж. Но такие здания имели полные четыре этажа лишь на одном из флангов главного фасада и потому в целом все же воспринимались как 3,5-этажные. Чаще всего этот вариант использовался в трехэтажных зданиях и никогда не применялся в одноэтажных домах и в домах, насчитывавших более трех с половиной этажей в преобладающей по протяженности части фасада.

В своих исследованиях профессор Ревский ссылается на приверженца «кирпичного стиля» гражданского инженера И.С. Китнера, который, доказывая «громадное значение кирпичных построек» и выделяя их среди остальных как в практическом, так и в художественном отношении, писал в статье «Кирпичная архитектура»:

«…употребление кирпича как материала, весьма удобного для украшения фасадов строений, представляет во всех отношениях большую выгоду. Кирпичная облицовка фасада несравненно рациональнее штукатурной ее отделки. Строение с кирпичной облицовкой имеет в нашем климате большую прочность и возводится в гораздо меньший срок».
Приводя довод о том, что «нет разумной причины не пользоваться преимуществами того материала, из которого возведено строение и скрывать его под слоем штукатурки», И.С. Китнер призывал кирпичных заводчиков усовершенствовать выделку кирпича.

В чем особенности этого стиля

Вскоре «кирпичный» стиль» стал символом практических устремлений века, материалом и «стилем» массового, дешевого строительства.

Таким образом, термин «екатеринославский кирпичный стиль» был введен профессором Ревским в научный оборот в качестве условного терминологического определения специфически местного варианта «кирпичного стиля», который:

1) сложился и получил массовое распространение только в Екатеринославе;

2) существовал только во 2-й половине 1880-х – первой половине 1900-х годов;

3) представлял собой «кирпичностилевую» из лицевого только красного (и никакого другого) кирпича трактовку только «внестилевой» эклектики;

4) использовался при оформлении главных фасадов только доходных секционных домов, имевших в преобладающей по протяженности части фасадного поля не менее двух и не более трех с половиной (с цокольным) этажей;

5) имел свою четкую систему архитектурно-художественного решения главных фасадов, заключавшуюся в строгой обусловленности сочетания пятичастной фронтальной композиции и абсолютно определенных по образному характеру и месторасположению элементов и деталей пластического оформления, которые представляли собой гипертрофированную трактовку определенных форм только ордерной архитектуры.

Сравнивая бывшее и нынешнее состояние зданий «екатеринославского кирпичного стиля» профессор Ревский отмечает:

«Кирпичностилевыми» домами, формировавшими сплошную застройку вдоль многих улиц, в Екатеринославе в считанные годы были застроены десятки кварталов. При общей распространенности «кирпичного стиля» в Российской империи, тем не менее, ни один город не имел столь крупных районов и протяженных улиц с исключительно исторически единовременной застройки, представлявшей эклектику в «кирпичностилевой» трактовке конца XIX в., какие имел Екатеринослав. Крупные фрагменты такой застройки, в том числе отдельные из них, составлявшие фронты застройки, протяженностью на полный квартал вдоль некоторых улиц, сохранялись еще до 2-й половины 1980-х годов. Но в современную эпоху наш город утрачивает эти здание одно за другим…».

В день юбилея создателя термина и исследователя историко-архитектурного явления «екатеринославский кирпичный стиль» Сергея Борисовича Ревского хочется пожелать всем нам сохранения уникального наследия нашего города.

Цитируется по статье: Ревский С.Б. О екатеринославсом кирпичном стиле, терминологии и научной этике // Строительство, материаловедение, машиностроение, сб. ст. – Днепропетровск, 2005.

Gorod.dp.ua на Facebook.


дока  (18.04.19 04:42): На большинстве из приведенных фото представлены здания, не относящиеся к е.к.с. Ответить | С цитатой
Татьяна1052  (11.04.19 17:15): Первое фото , это фасад здания на ул. Харьковской , который разрушается уже много лет , с 90-х годов , кто-то его , наверно , выкупил , убрал крышу перекрытия и оставил на разрушение снегу , дождю , жаре , морозу ,...Я всякий раз смотрю с сожалением на эту гибнущую красоту . А самое главное , что есть опасность обрушения в сторону улицы и могут быть жертвы . Ответить | С цитатой
Житель  (11.04.19 15:06): Красивую архитектуру необходимо восстанавливать для себя и туристов. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Анжела  (11.04.19 13:13): Как такие красивые дома могут находиться в таком плачевном состоянии? Куда смотрит руководство города? Стыд и срам. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярные*:
 по комментариям | просмотрам

* - за 7 дней | за 30 дней | Подробнее
Цитата:
Кто выиграл этот спор? Его выиграл только Днепр и никто больше. Город, который я так люблю. Или держался я за свое кресло? Никогда. Я готов оставить его в любой момент. Например, в тот день, когда в городе появится аэропорт. Потому что Днепр хочет летать, а ему обрезали крылья.
Борис Филатов.

Источник
Цифра:
150
электронных табло установлены на остановках городского транспорта

Источник
copyright © gorod.dp.ua, ЧАО Сегодня Мультимедиа, ТРК Украина
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте