Днепр » Новости города и региона
пн, 21 октября 2019
19:43

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

История женских памятников Днепра: от средневековья до наших дней

|«« «« »» »»|

Накануне 8-го Марта Городской сайт расскажет, какие женские образы увековечены в нашем городе.

Праздник 8 Марта, как бы к нему ни относились сегодня, – результат борьбы женщин в XX веке за свои права и расширение своей роли во всех сферах жизни.

А много ли «женского фактора» в городской скульптуре, в граните и бронзе? Как часто можно увидеть женское лицо среди памятников Днепра?

Оказывается, женская тема обильно представлена в городской скульптуре. Сегодня мы отойдем от политики и феминизма и насладимся чистым искусством. Городской сайт проведет виртуальную экскурсию по «женским» памятникам нашего города.

Какие самые древние «женские» памятники Днепра? Какой женский памятник стал настоящим «брендом» Екатеринослава? Где находится наша «Родина-мать»? Много ли женских памятников на военную тему? Где находится памятник святой великомученице? Сколько изображений муз украшают наш город? Где в нашем городе находится советские женские скульптуры с эротическим подтекстом? Какой «женский» памятник стал символом Набережной?

На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

«Девки каменны»: привет из Средневековья

«Самый древний и экзотический «женский» памятник Днепра – это «каменные бабы» из коллекции национального исторического музея имени Яворницкого (просп. Яворницкого, 18), - рассказывает Максим Кавун. - Всего в нашем музее уже более ста «каменных баб». В прошлом году их число перевалило за сотню, а скоро будет и 110. Датируются «бабы» от III тысячелетия до нашей эры до XIII века нашей эры. Основная часть коллекции – половецкие каменные изваяния XI–XIII веков.

Часть «каменных баб» выставлена в специальном курдонере возле главного корпуса музея. Слово «баба», данное крестьянами в XIX веке, оказывается не простое прозвище. Оно происходит от тюркского «бал-бал», что значит предок или воин. Отсюда в русском языке произошло слово «болван».

В «Книге большому чертежу», знаменитом географическом описании XVII века, несколько раз упоминаются «Девки каменны» - при указании границ и дорог, в качестве важных ориентиров.

Например:

«а другие памяти кладут на Самаре у двух  девок каменных; а от каменного человека до Самари верст с 30».

Академик Василий Зуев, посетивший наш край в 1782 году и давший первое научное описание «каменных баб», называл их «Болван каменной».

Правда, в изучении «каменных баб» есть одна загвоздка – часть статуй имеет… двойные половые признаки. А некоторые статуи, наоборот, трудно признать мужскими или женскими. Существует около тридцати версий того, с какой целью были изготовлены эти изваяния и в каких ритуалах они использовались. Не все из них расположены на могилах, часть ставилась на развилках дорог. Тайны «каменных баб» только приоткрываются сегодня историкам и археологам.

Памятник императрице стал «брендом» Екатеринослава

Сто пятьдесят лет назад самым узнаваемым символом города был памятник Екатерине II-й.

Памятник был открыт 26 сентября (8 октября) 1846 г. перед Преображенским собором. Статуя императрицы плотно окружена легендами. Её создали в 1788 году три немецких мастера – Мейер, Маукиш и Мельцер. Долгое время статуя была приданым жены А. С. Пушкина – Натальи Гончаровой. Поэт называл статую «медной» или «бронзовой бабушкой», но продал в счет уплаты долга. Вскоре её выкупили дворяне Екатеринослава и установили с большими почестями на Соборной площади.

В 1914 г. городские власти решили перенести статую Екатерины II на «более видное место» – на бульваре Екатерининского проспекта (Яворницкого) между Горным институтом и Музеем Поля (ныне Яворницкого). Памятник Екатерине ІІ на новом месте торжественно открыли 12 (25) июня 1914 г. Новый постамент в неоклассическом стиле изготовили из розового финляндского гранита по проекту художницы Е.Р. Трипольской. Постамент украсили барельефы основателей Екатеринослава – князя Г.А. Потемкина, губернатора И.М. Синельникова, полковника М.Л. Фалеева, архиепископа Амвросия.

Статуя Екатерины ІІ простояла на новом месте… меньше трех лет. 14 апреля 1917 г. бронзовую императрицу сбросила с постамента революционная толпа. Статую спас Д.И. Яворницкий. Ученый с помощниками тайно закопал «медную бабушку» во дворе музея. В 1925 г. она была выкопана и поставлена рядом с «каменными бабами». В 1930-х годах горожане и туристы любили фотографироваться «с царицей Екатериной».

В 1942 г., во время оккупации, статуя исчезла бесследно, и эта тайна не раскрыта до сих пор. Судьба барельефов с постамента памятника также остается неизвестной.

Пятьдесят четыре года постамент на бульваре проспекта стоял пустым. 25 июня 1971 г. на старом постаменте торжественно открыли памятник М.В. Ломоносову. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) – знаменитый академик, ученый, литератор, историк, символ пробуждения науки и образования XVIII века. Возможно, повлияло соседство с Горным институтом – М.В. Ломоносов был одним из основателей горного дела в Российской империи. Сыграло свою роль и то, что Ломоносов был современником Екатерины II – «человеком XVIII века», соответственно, имел аналогичный внешний вид – чулки, камзол, парик и т.п. Сорок лет бронзовый академик XVIII века стоит на постаменте, который предназначался для его же императрицы.

Мать и дочь «живут» на здании Мариинской гимназии

На стене Мариинской гимназии № 33 (ул. Троицкая, 1) можно увидеть мемориальную доску и небольшую статую. Здесь увековечены сразу две незаурядных женщины , причем мать и дочь.

Мемориальная доска в виде конверта, помещенная у входа в здание, говорит о двух личностях – Андрее Степановиче Понятовском, преподавателе, завещавшем городу для устройства гимназии свой особняк, и основателе и многолетнем директоре гимназии Александре Рындовской. Городской сайт подробно рассказывал славную историю гимназии и ее директора.

Основательница Мариинской женской гимназии Александра Акимовна Ковалевская (в замужестве Чернова и Рындовская), родилась 13 (25) ноября 1829 г. в Харькове в семье дворянина Акима Яковлевича Ковалевского, директора Екатеринославской мужской гимназии.

Очень быстро личность А.А. Черновой стала символом женского просвещения и морально-нравственным эталоном в Екатеринославе того времени. Александра Акимовна, обладая хрупкой внешностью, пережившая тяжелую личную драму (смерть двух детей), тем не менее, поражала современников своей активностью на общественном поприще. Мариинская гимназия, основанная в 1865 г. как женское училище (гимназия с 1870 г.), стала стержневой структурой целого комплекса образовательных и просветительных учреждений в Екатеринославе.

В октябре 1870 г. открылось по инициативе А.А. Черновой «Общество попечительства о женском образовании в г. Екатеринославе». В 1872 г. открыла свои двери «Бесплатная школа» «Общества попечительства о женском образовании в г. Екатеринославе» для бедных слоев населения. 26 августа 1881 г. открылось по инициативе А.А. Черновой «Общество вспомоществования нуждающимся ученицам Мариинской женской гимназии». В 1883 г. по инициативе А.А. Черновой составлен проект, а вскоре организована «Комиссия народных чтений» для широкой екатеринославской публики.

В Екатеринославе Александра Акимовна жила очень скромно – в здании гимназии, где занимала всего одну комнату. Умерла А.А. Рындовская 4 января 1905 г. Похороны состоялись на городском кладбище. В советское время на этом месте был устроен городской стадион (сейчас «Арена-Днепр»). Городская Дума присвоила директору гимназии звание почетного гражданина Екатеринослава, - первой из женщин нашего города!

На другой стене здания гимназии – памятный знак с небольшой статуей в честь известной революционерки А.М. Калмыковой (дочери А.А. Рындовской). Знак был торжественно открыт в апреле 1990 года. В советское время Александру Акимовну совершенно забыли, а вот ее дочь удостоилась памятного знака. Дело в том, что Александра Михайловна (1849-1926) была видной революционеркой, соратницей В. И. Ленина, и училась в этой гимназии до революции. Здесь мы видим фигуру молодой женщины и надпись: «Из «Искры» возгорится пламя».

Героические женщины: Родина-мать, медсестры и подпольщицы

Есть в Днепре своя «статуя Свободы». Женщина, несущая факел над Днепром… Не в переносном смысле, а в память битвы за Днепр и освобождения города в 1943 г. Фигура Родины-матери с факелом в руке находится на 29,5 метров от земли. Она венчает монумент Вечной Славы, открытый в 1967 году (скульпторы В. Агибалов, М. Овсянкин). Городской сайт подробно рассказывал об истории этого монумента к его 50-летнему юбилею.

Статуя Родины-матери, венчающая Монумент Вечной Славы – не просто абстрактное изображение. Лицо статуи имеет своего прототипа. Это медицинская сестра, почетный донор СССР (!)  Валентина Аксентьевна Азарова . Валентина Аксентьевна стала медицинской сестрой, почетным донором. Вырастила двух сыновей, стала бабушкой трех внучек и внука.

Оригинальный памятник военно-женской тематики – это «Скорбящая». Он открыт в 1967 г. в парке имени Шевченко возле Дворца культуры студентов. Гранитная скульптура девушки, склонившаяся в задумчивости, символизирует память студентов, погибших в годы войны. Авторы памятника – скульпторы Валентина Щедрова, Константин Чеканев, Анатолий Сытник. Сюда часто приходят пары молодоженов.

В нашем городе, очень сильно пострадавшем от войны, есть и другие памятники, где соединены военная и женская тематика.

Два женских лица можно увидеть на памятнике погибшим студентам ДИИТа, открытом в том же 1967 г. и созданном теми же авторами, что и «Скорбящая». Скульпторы К. Чеканев и В. Щедрова создали в 1970 г. памятник погибшим медикам. Гранитная фигура медсестры высотой 4 метра поддерживает гранитного солдата во дворе медакадемии на ул. Севастопольской, 17.

Бронзовые девушка и юноша – памятник подпольщикам Амур-Нижнеднепровского района на проспекте Воронцова, сооружен в 1976 г. И снова его автор – известный днепропетровский скульптор Валентина Щедрова.

На Запорожском кладбище, главном пантеоне нашего города, сразу возле входа, налево, обращает на себя внимание огромный памятник. Статуя женщины в скорбной задумчивости застыла возле большого круга, обрамленного металлическим венком. Это братская могила расстрелянных фашистами в отделении гестапо по ул. Мостовой в 1941-43 годах мирных жителей нашего города. Прах горожан был торжественно перезахоронен на этом кладбище в 1967 году.

29 октября 2010 г. открылся самый молодой памятник Днепра с изображением женщины – памятник комсомольцам на Соборной площади. Бронзовые комсомолец и комсомолка работы Юрия Павлова сажают дерево.

Памятный знак и сквер Галины Андрусенко

Отдельной строкой в списке «женских» памятников на военную тему стоит памятный знак Галине Андрусенко .

Малоприметный камень стоит в центре заросшего участка в тупике 1-го трамвая на проспекте Гагарина. Это памятник легендарной днепропетровской подпольщице Галине Андрусенко, расстрелянной немцами в 1943 г. в девятнадцать лет. О фициально тупик первого трамвая называется «Сквер имени подпольщицы Галины Андрусенко». А на камне надпись:  «Ее расстреляли на рассвете… Сквер в память храброй подпольщицы Галины Илларионовны Андрусенко. 1924–1943».

До войны Галина Андрусенко заканчивала десятый класс средней школы в Амур-Нижнеднепровском районе. Ей не было и восемнадцати лет. Галина осталась в оккупированном Днепропетровске. Она занялась подпольной работой. Больше года она действовала в составе Амур-Нижнеднепровской подпольной молодежной организации.

Девушка устроилась машинисткой в главную контору вагоноремонтного завода. Она размножала на машинке листовки и тайно распространяла их. С сентября 1941 года по декабрь 1942 года было выпущено и распространено  около 3 тысяч листовок и сводок Совинформбюро . Возглавляла эту работу Галина Андрусенко.

21 декабря 1942 г. девушку арестовали . Галина очень смело вела себя на допросах:  «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». 24 февраля 1943 г . в Днепропетровске были расстреляны подпольщики АНД-района, арестованные гестаповцами в декабре 1942 г., всего 22 человека, среди которых была и  Галя Андрусенко . Это произошло в районе Запорожского шоссе…

В 1963 году было решено оформить сквер в тупике 1-го трамвая. Его назвали именем Галины Андрусенко. Здесь установили памятный камень с надписью. Устроили бассейн с фонтаном. Со временем этот сквер пришел в упадок. Наконец, в 2011 году сквер капитально реконструировали. Был засыпан бассейн, устроен новый фонтан, благоустроена территория. Сейчас сквер имеет достойный вид. Городской сайт рассказывал подробно историю жизни Г. Андрусенко и историю памятного знака.

Студентки, колхозницы и мама с ребенком: каменные женщины XX века

В Днепре есть несколько зданий, которые украшают женские полноростовые статуи. Например, гипсовые рабочие и колхозницы изображали мирную счастливую жизнь трудящихся на здании Центрального универмага . Оно было построено в 1939 году по проекту знаменитого архитектора Александра Красносельского и сразу стало «первым супермаркетом» Днепропетровска. На боковом фасаде (в сторону к карусели), если поднять голову, можно увидеть фигуры двух женщин – колхозниц.

Оригинальные скульптурные группы находятся на роскошном здании 1951 года постройки по проспекту Яворницкого, 55 . На уровне второго этажа возвышаются две парные статуи. Одна изображает рабочего-сталевара. Вторая – женщину с ребенком на плече и «рогом изобилия», из которого сыплются фрукты.

К сожалению, сталевар давно остался без головы. А в 2011 г. у второй скульптуры отвалилась… часть головы ребенка. Памятник «сталинского ампира» вроде бы не руина, но редкие скульптуры могут совсем исчезнуть.

На фасаде студенческого общежития по проспекту Гагарина, 33, напротив Нагорного рынка, также есть женская скульптура. Дом построен в конце 1930-х годов в стиле сталинской неоклассики. На балконе четвертого этажа две статуи – солдат с ружьем (или автоматом?) и молодая студентка. В одной руке она держит книгу, а в другой – сноп из колосьев.

Ну и еще одна каменная девушка XX века украшает Дворец культуры машиностроителей (ул. Рабочая, 166-А), построенный в 1958 году. Правда, девушка не одна, а в паре с молодым человеком. Они держатся за лиру, но парень указывает девушке… путь на Южный машиностроительный завод. На подножии статуи имя автора – Иван Зноба. Это известный скульптор, самая известная его работа – памятник Шевченко на Монастырском острове.

«Советская эротика» на Новом мосту не поддалась декоммунизации

Весьма провокационные женские скульптуры можно увидеть на пилонах «Нового моста», открытого в 1966 г . Автор – известный мастер Юрий Павлов . В брежневскую эпоху эти изображения полуобнаженных женщин и мужчин символизировали борьбу «за мир и социализм».

Две группы горельефов изображают «Год 1917» и «Год 1967». На частях пилонов, обращенных к проезжей части, установлены еще две меньшие по размерам работы с изображением женщин.

Для своего времени (середина шестидесятых годов XX века) эти скульптурные работы были одновременно и достаточно типичны (в стиле «социалистический реализм»), но и достаточно смелыми. Особенно изображения полуобнаженных мужчин с серпами, молотами и мечами, и пышногрудых женщин, разрывают цепи рабства под лозунгом «Вся власть Советам». Фигура полуобнаженной женщины в экспрессии, которая рвет «цепи рабства», уже полвека встречает каждого, кто переезжает с правого берега Днепра на левый.

Скульптуры на мосту и сегодня вызывают разные оценки. Кстати, женская тема впоследствии прошла красной линией через все творчество Юрия Павлова, одного из авторов скульптурных работ на мосту. Можно вспомнить его скульптуру «Музы» у оперного театра и памятник святой великомученице Екатерине.

Интересно, что в 2016-1017 годах скульптуры на пилонах моста было предложено демонтировать в рамках «декоммунизации». Однако здравый смысл здесь возобладал. Под требования данного закона скульптуры на мосту не подпадают. Скульптуры, называемые у населения не иначе, как «сиськи», по сей день украшают реконструируемый Новый мост.

«Юность Днепра»: девушки на Набережной

Неподалеку от пилонов Нового моста, на Набережной, стоит скульптурная группа «Юность Днепра». Она была установлена здесь в сентябре 2005 года и сразу стала одним из любимых памятников днепрян.

Три бронзовые девушки в украинских одеждах держат венки во время праздника Ивана Купала. Скульптура эта создана… еще в 1982 году скульптором Петром Куценко . В 1984 году ее установили на Набережной, где она простояла всего… три месяца. Якобы кто-то из чиновников увидел в ней отход от принципов соцреализма и даже националистические мотивы.

Власти отправили скульптуру в ссылку . Долгие годы она стояла в одном из дворов на жилмассиве Фрунзенский. И только в 2005 году три грации поселились на Набережной. Теперь символы 1960-х годов и нового века оказались рядом.

В Днепре «обитает» целый десяток статуй Муз

Днепр может похвастаться обилием такого типа «женских» памятников, как Музы. Причем есть и бронзовые, и гипсовые… Городской сайт уже рассказывал подробно историю каждой скульптуры муз в городе.

Единственная полноростовая женская статуя, оставшаяся от екатеринославской поры – это «безрукая муза» . Она находится на втором этаже здания бывшего дома Бродского (около 1900 г., ул. Воскресенская, 10 , архитектор неизвестен). Здесь в начале XX века располагалось Общественное собрание – один из фешенебельных городских клубов. Статуя музы помещена на специальном выступе в центральной части второго этажа.

Статуя воскрешает в памяти античные хорошо узнаваемые образы, например, Венеру Милосскую. Характерно, что статуя помещена под барельефом… композитора Людвига ван Бетховена. Объясняется вся эта композиция просто: здание театрально-концертного назначения должно было иметь характерный «говорящий» декор. Статуя, видимо, изображавшая одну из муз – покровительниц искусств, и барельеф Бетховена играли еще и роль рекламы.

На здании театра драмы и комедии (просп. Яворницкого, 97) мы можем видеть целых шесть муз . Первоначально их там не было. Здание пережило несколько реконструкций: начато строительством в 1900 г. как гимнастический зал Общества попечения о детях, в 1905-1907 годах было превращено в Новый Зимний театр и имело фасады в стиле «модерн». Только в 1941 г. здание театра было реконструировано по проекту А.Л. Красносельского. Однако вскоре оно было разрушено.

В 1956 г. при восстановлении здания портик его главного фасада украсили скульптуры шести муз. Они были выполнены харьковскими скульпторами О. Кудрявцевой, Ж. Дандо, И. Мельгуновой, Л. Лопатинской.

Самая известная статуя музы в нашем городе - это, безусловно, огромная бронзовая фигура, «возлежащая» уже больше 40 лет в центре фонтана возле оперного театра . В 1974 году на месте бывшего детского парка имени Войцеховича поднялась громада из стекла и бетона – театр оперы и балета по проекту архитектора Б.П. Жижерина. Площадь перед театром была оформлена по проекту архитектора П.Р. Ниринберга. 30 сентября 1974 г. на площади у здания театра начал работать цветомузыкальный фонтан, первый в нашем городе.

Малоизвестный факт – вместо одной музы возле театра оперы и балета планировались первоначально две – Талия и Мельпомена. Однако вскоре в бассейне появилась…. только одна муза. Газета «Прапор юності» в мае 1976 г. утверждала, что помещенная в фонтан скульптура музы изображает музу комедии Талию . Фонтан «Муза» в советское время изображали в путеводителях и на открытках. В 1990-е годы фонтан некоторое время не работал. 14 сентября 2002 г. фонтан открылся после реконструкции и стал музыкальным.

В конце 1970-х годов еще один театр украсился изображением музы. «Трубящая муза» на театре имени Шевченко сменила четверку Аполлона. П осле капитальной реконструкции 1979 г. (архитекторы Е.Б. Яшунский, Л.П. Халявский) здание предстало уже без Аполлона, но с массивной фигурой музы на завершении главного фасада. Так к музе, «лежащей» возле оперного театра, добавилась муза «трубящая» над театром имени Шевченко. Муза на театре имени Шевченко (скульптор Ю.П. Павлов ) в левой руке держит трубу, в правой руке – театральную маску.

Еще одна скульптура, аллегорически подходящая под категорию «муза», также выполнена нашим известным скульптором Ю.П. Павловым. Она помещена в 1972 г. на главном фасаде средней школы № 44 (улица Софьи Ковалевской, 6). Это огромное изображение пышногрудой женщины, в правой руке держащей раскрытую книгу, а в левой руке – школьный звонок.

Памятник Святой Екатерине

Как видим, за два века наш город успел украситься разными скульптурами на женскую тематику. Были и императрицы, и подпольщицы, и деятели образования. А вот святых женщин как-то не увековечивали. Бурный XX век не был склонен к героизации великомучениц.

Не так давно, в сентябре 2006 года, город получил бронзовое изображение своей святой покровительницы – великомученицы Екатерины. Статуя была открыта в сентябре 2006 года. Она помещена над входом в здание Епархиального центра возле Троицкого собора. Статуя изображает женщину в монашеском одеянии и с крестом. Кажется, будто она благословляет и здание и площадь.

Автор этой скульптуры – уже неоднократно упоминавшийся Юрий Павлов. Он занимает безоговорочное первое место по числу «женских» памятников, установленных в Днепре.

***

Императрица, великомученица, подпольщицы. Родина-мать и… каменные бабы. За всю историю город Днепр, оказывается, получил немало «женских памятников». Многие из них стали признанными символами нашего города.

И все-таки в Днепре есть еще одна группа «женских памятников», о которых мы специально не упоминали сегодня. Это кенгуру, семья оленей, лягушки и медведица. Памятники животным обоих полов – отдельная интересная тема, и Городской сайт вскоре расскажет о них», - завершает Максим Кавун.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Горожанин  (29.03.19 08:23): Зачем сделали акцент на жирных людях?
"Это братская могила расстрелянных фашистами в отделении гестапо по ул. Мостовой в 1941-43 годах мирных жирных жителей нашего города."
Ответить | С цитатой
x-Calibre  (07.03.19 14:44): Забыли про барельеф на ДК Металлург, там тоже женщины изображены. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярные*:
 по комментариям | просмотрам

* - за 7 дней | за 30 дней | Подробнее
Цитата:
В Харькове аэропорт стоил мне 100 млн долларов, в Днепре планирую уложиться в 70 млн, если понадобится больше, значит будет больше
Александр Ярославский.

Источник
Цифра:
147
археологических находок совершили участники экспедиции в Царичанском районе

Источник
copyright © gorod.dp.ua, ЧАО Сегодня Мультимедиа, ТРК Украина
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте