Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
чт, 28 марта 2024
18:44

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Днепр «открестился» от родства с известным художником Евграфом Крендовским?

|«« «« »» »»|

В нашем городе живут потомки известного украинского художника Евграфа Крендовского, но никто вспоминать об этом родстве якобы не хочет.

Думаю, имя такого живописца не сразу вспомнит даже каждый искусствовед. Он, уроженец Полтавы, прямого отношения к нашему городу – не имел. Но дело рук его потомков на слуху у каждого жителя Днепра…

Впрочем, обо всем по порядку.

Книга оказалась потомкам и специалистам не интересна?

На Городской сайт обратился полтавский краевед, автор сайта «Полтава историческая» Сергей Михайлович Бояренцев. Несколько лет подряд он занимался изучением биографии известного художника Евграфа Федоровича Крендовского, картины которого хранятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в галереях Ростова, Нижнего Новгорода, Киева, Полтавы, Кременчуга и других городов. В конце марта этого года издал первую, уникальную книгу в которой рассказывается о жизни и творчестве этого знаменитого живописца и о судьбе нескольких поколений его потомков.

- Если вы прочтете исправленную мной биографию этого художника - то поймете, что он больше украинский, чем российский (как считалось раньше) художник, - рассказывает Сергей Бояренцев.

- Пока я писал книгу, то пытался связаться с потомками Крендовских, которые проживают в вашем городе и его окрестностях. Но, увы, оказалось, что, видимо, после смерти Ксении Петровны им это вовсе не интересно. То же касается и его потомков в Российской республике Саха (много обещаний и обид, а в конечном счете - ничего!). Сожалею, но, видимо, все они превратились в «Иванов не помнящих своего родства»... Предложил приобрести книгу Днепровскому краеведческому музею и Художественной галерее - оказалось, что 110 гривен для покупки изданной за счет автора книги у них нет. Да и не знают они вовсе ни о художнике Евграфе Крендовском, ни о его потомках связанных с городом Днепром. Хочется, чтобы о Крендовских знали и в вашем городе. Ч тобы жители Днепра немного больше узнали о нашем украинском художнике и о том, потомки какого рода проживают в их родном городе, а потомки рода Крендовских гордились своими талантливыми предками и родственниками.

Откуда взялись Ксеньевка и Кирилловка

Какое отношение художник Евграф Крендовский имеет к нашему городу?

Сам он непосредственно - никакого, а вот один из его сыновей, Николай Евграфович и внук Петр Михайлович - самое что ни на есть прямое ... О судьбе его внука Петра Михайловича Крендовского Городской сайт публиковал статью днепропетровского краеведа Виталия Афанасьевича Калужского «История находится рядом»

В ней рассказывается о происхождении названий железнодорожной станции Ксеньевка на жилмассиве Игрень и станции Кирилловка (193-й километр) в АНД районе.

Вот что об этом говорится в упомянутой статье:

«Просматривая книгу М. С. Богомаза «Станция называется…», в статье о станции Илларионово прочитал красивую и нежную историю об отцовской любви инженера-железнодорожника Петра Михайловича Крендовского. У него была дача в посёлке Игрень, куда он вывозил свою семью в летнюю пору. Когда у него родилась дочь Ксения, Пётр Михайлович каждый день спешил к ней с работы на дачу. Сослуживцы спрашивали, куда он спешит, - и он отвечал: «На свидание с Ксенией!». Со временем имя дочери Крендовского П. М. было присвоено маленькому остановочному пункту на Игрени.

Крендовский Пётр Михайлович родился 29 января 1882 года в Кременчугском уезде, Полтавской губернии. В 1905 году окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. Службу начал на Екатерининской железной дороге. С 1905 по 1910 – помощник начальника участка службы пути на станции Петровеньки. С 1910 по 1913 – начальник участка службы пути на станции Ульяновка. С 1913 года работает в управлении Екатерининской дороги инженером для особых поручений. В 1916 году назначен на должность второго помощника начальника службы пути. После революции совет работников управления железной дороги избрал Петра Михайловича техническим руководителем дороги.

В сборнике статей «Дороги и люди», выпущенному к 125-летию Приднепровской железной дороги, об инженере Крендовском Петре Михайловиче имеются следующие строки, которые приводятся ниже:

«После Октябрьской революции, когда часть специалистов-инженеров эмигрировала за рубеж, сын надворного советника, П. М. Крендовский остался верен дороге. В гражданскую войну и после партия ставила на ответственные посты безграмотных, но «своих». Лояльный к советской власти инженер П. М. Крендовский для каждого из них был находкой и пользовался полным доверием у слесаря С. Н. Власенко, филолога В. И. Межлаука, самоучки С. Т. Ковылкина (бывшие руководители дороги). На сохранившихся приказах по техническим вопросам, неизменно стоит одна подпись: за «Н» Крендовский (т. е. за начальника дороги).

Под его руководством постоянно увеличивался грузопоток, потребность промышленных предприятий в транспортировке сырья и готовой продукции удовлетворялась сполна, вырос объём ремонта подвижного состава, число аварий уменьшилось, росла доходность дороги.

С апреля 1926 года, Екатерининская дорога чествовала нового начальника дороги, которой он, неофициально, руководил последний десяток лет. В двадцатые годы член Правления дороги по технической части Пётр Михайлович Крендовский считался авторитетом номер один.

Его ценили за хозяйскую сметку, смелые инженерные решения, чёткую организацию трудового процесса. Во всю полноту эти способности раскрылись в 1920-1921, при восстановлении мостов через Днепр у Екатеринослава и Кичкаса. Работы были выполнены досрочно и добротно. За Кичкасский мост ему вручили золотые часы и модный на то время кожаный костюм, а коллективу дороги – орден Трудового Красного Знамени.

Жизнь П. М. Крендовского оборвалась трагически, как и жизни сотен тысяч ярких личностей. В 1929 его репрессировали. Тем не менее, за заслуги перед дорогой две железнодорожные платформы – Ксеньевка и Кирилловка впоследствии были названы именами двоих из семи его детей. Детей звали Людмила (1906 г), Михаил (1907 г), Галина (1909 г), Евгений (1912 г), Кирилл (1914 г.), Ксения (1915 г) и Татьяна (1919 г)».

Потомки Петра Крендовского до сих пор живут на жилмассиве Игрень, там же проживали и та самая Ксения, прожившая больше 90 лет и скончавшаяся не так давно… Кстати, часть картин Евграфа Крендовского хранилась в доме его внука, Петра Крендовского. Но в годы Великой Отечественной дом сгорел и картины были утрачены…

В этой же статье рассказано и о том, что в семье потомков Петра Крендовского чтут память и о нем, и о его деде-живописце Евграфе Крендовском. Городской сайт будет рад, если потомки Крендовских отзовутся и пояснят, была ли им на самом деле не интересна новая книга об их знаменитом предке…

Евграфу Крендовскому вернули статус украинского художника

Но вернемся к автору новой книги и его исследованиям, которые возвратили Евграфу Крендовскому звание украинского художника.

О создании книги Сергей Михайлович Бояренцев рассказывает следующее:

« А теперь немного о том, как возникла идея написать книгу.

Идея ее создания возникла не на пустом месте. Началось все с того, что мой коллега Владимир Александрович Тарасов, рассматривая репродукцию картины Е.Ф. Крендовского «Площадь провинциального города», которая позиционируется как Александровская площадь в Полтаве, обнаружил, что изображенное на картине здание не похоже ни на одно из сооружений Александровской (ныне Круглой) площади.

Случайно увидев фото главного строения бывших тыловых интендантских складов, которые сохранились в Крюкове, Владимир Александрович предположил, что именно оно изображено на полотне, но это необходимо было доказать. Кстати, этому, единственному (!) сохранившемуся в Кременчуге сооружению эпохи классицизма, в нынешнем году исполнится 208 лет.

Собрав доказательства, мы отослали их в Третьяковскую галерею, в которой экспонируется вышеназванная картина. Чуть позже эти материалы были представлены на XX научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства», которая проходила в Третьяковке 27 ноября 2015 года. По результатам конференции был выпущен сборник с нашим докладом. Переименование картины ждет своей очереди…

Так одна картина стала началом большого исследования. Работая над книгой о Евграфе Крендовском, мы за несколько лет изучили огромное количество документов, переписывались с архивами, картинными галереями, краеведами и потомками художника, побывали в местах, связанных с его жизнью и творчеством. Результат наших исследований и нашел отражение в новой книге.»

Судьба Евграфа Крендовского

О биографии и творчестве Евграфа Крендовского Сергей Михайлович Бояренцев пишет следующее:

Евграф Федорович Крендовский – российский художник-портретист, жанрист, мастер интерьера – родился в Кременчуге Полтавской губернии в Украине в 1810 году в семье обер-офицера. В юности окончил знаменитую Арзамаcскую художественную школу А. В. Ступина. С 1830 по 1835 год под руководством знаменитого живописца А. Г. Венецианова обучался в Санкт-Петербургской Академии художеств, которую посещал в качестве вольноопределяющегося ученика. В первый год учебы представил на выставку две свои работы: «Водоскат на даче графа Безбородко» и «Внутренность руины».

После окончания Академии проживал в С. Петербурге. В 1835 году, в связи с домашними обстоятельствами, покидает северную столицу и уезжает в Кременчуг (есть предположения, что художник женился в Кременчуге). Несколько лет проживал в Кременчуге, а за тем (в 1839 г.) устроился частным учителем рисования в имении Мануйловка Кременчугского уезда Полтавской губернии (ныне – Козельщинского района), которое принадлежало супружеской чете Александру Александровичу и Варваре Михайловне Остроградским.

Ближе к 1860 гг. Крендовский с семьей переезжает в Кременчуг где открыл частную художественную школу (этот вопрос до конца не исследован).

В 1839 году Евграф Крендовский прислал в Академию художеств две картины (на самом деле не известно, какие работы были представлены на соискание звания) с прошением о присвоении ему звания свободного художника. Его просьба была удовлетворена.

О дальнейшей судьбе Крендовского официальные источники не упоминают. Долгое время предполагали, что Евграф Федорович умер в 50-х годах XIX века, т.к. последней его работой считался акварельный «Автопортрет» 1853 года, хранящийся в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Есть мнение, что последние годы жизни художник провел в имении своего брата Хрисанфа – селе Измайлово Арзамасского уезда (ныне Шатковского района) Нижегородской губернии. Некоторые исследователи считают, что Евграф Крендовский был похоронен в склепе Измайловской церкви Казанской Иконы Божьей Матери в 1870-х гг.

Согласно современным исследованиям, считается, что последние годы художник провел в селе Мануйловка, где и был погребен вместе с женой в семейном склепе (предположительно в 1870-х годах).

Что касается творческого наследия Евграфа Федоровича, то сейчас экспонируются только более двух десятков его работ. Часть картин хранится в запасниках, некоторые находятся в частных коллекциях, а часть картин бесследно исчезли. Его работы размещены в картинных галереях Москвы, С. Петербурга, Таганрога, Пскова, Новокузнецка, Киева, Николаева.

Следуя примеру своего учителя Венецианова, Крендовский уделял особенное внимание писанию «перспектив», то есть различных интерьеров. Он часто обращался к технике акварели и гуаши, создавал миниатюрные портреты.

Крендовский предпочитал писать картины небольших размеров, посвященные домашней жизни. Он изображал своих родных, друзей и знакомых, занятых повседневными делами. Картины Евграфа Фёдоровича насыщены семейным теплом и уютом, как, например, портрет Александра Башилова с детьми. Этот портрет совсем небольшой по размеру, не больше журнальной странички. Такие портреты можно было брать с собой в дорогу или хранить в шкатулке, как дорогой сердцу предмет. В середине XIX века они заменяли семейные фотографии.

Период с 1836 по 1870 г. считается самым плодотворным. Именно в это время были созданы большинство его работ. Например, в 1836 году им была написана картина «Сборы на охоту» (ныне хранится в Третьяковской галерее). В 1853 году акварельный «Автопортрет» (хранится в Третьяковской галерее).

И наконец, известный пейзаж «Площадь провинциального города» написанный в 1860-е годы (Государственная Третьяковская галерея), с которой и началось уже упомянутое новое исследование биографии Евграфа Крендовского…

Gorod.dp.ua на Facebook.


Вячеслав  (18.05.18 09:45): Константин ваша статья хорошая ,но оглавление можно сказать очень обидное .и не правильное .Моя семья является потомками Евграфа Крендовского и никогда не открещивалась от родства с ним .Просьба изменить название статьи. Ответить | С цитатой
Андрей  (11.05.18 10:42): Спасибо большое за статью!! Очень интерсно. Продолжение истории следует? ждем. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет просуществовала газета Днепр вечерний в бумажном формате

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте