Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пт, 19 апреля 2024
19:33

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Супруги Никаноровы из Новомосковска вспомнили, как 40 лет назад строили БАМ

Супруги Никаноровы из Новомосковска вспомнили, как 40 лет назад строили БАМ
Одному из самых масштабных и «раскрученных» инфраструктурных проектов Советского Союза — Байкало-Амурской железнодорожной магистрали — в июле исполняется 40 лет. Раскинувшаяся на огромных просторах Восточной Сибири и Дальнего Востока трасса стала для многих наших соотечественников важной частью прожитой жизни.

Для Сергея и Татьяны Никаноровых, их троих детей звонкая аббревиатура БАМ наполнена особым смыслом. Она- привет из прошлого, оттуда, где крепко дружили, искренне любили, по-настоящему трудились. Куда ехали за романтикой, запахом тайги и, будем откровенны, за деньгами.

Разбередили душу воспоминания. За чашечкой ароматного зеленого чая и вкусными пирожными производста хазяйки, за просмотром черно-белых ФЭДовских снимков восстанавливаются события, отдельно взятая судьба.

Приехал в Тынду в армейских сапогах, а там — минус 53

Подворье супругов в Новомосковске оказалось зажатым между многоэтажками, и поэтому, на первый взгляд, очень маленькое. Но, зайдя во двор и осмотревшись, с удивлением замечаю: здесь нашлось место небольшому огородику, тепличке, фруктовым деревьям, раскошному цветнику и даже настоящей русской бане. Ну как же им, коренным уральцам, без нее, баньки! Хотя и живут уже много лет в Украине. А постарались устроиться поосновательней потому, что до этого более десятка лет жили в буквальном смысле на колесах, в вагончиках на железнодорожных путях, среди вековой сибирской тайги.

- Я-то сначала в разведку на БАМ поехал, — рассказывает Сергей Михайлович. — После воинской службы надо было решать, что делать дальше. Диплом об окончании железнодорожного техникума у меня еще до армии был. Дома для меня работа нашлась бы в любом случае. Но тут на всю страну гремит: БАМ, стройка века, стальная магистраль. Энтузиазм молодежи просто зашкаливал. Ну, думаю, домой я всегда успею, проезд у меня, как у железнодорожника, бесплатный, поеду, посмотрю что там и как. Тында тогда была столицей Байкало-Амурской магистрали. Сошел с поезда, на улице минус 53 и густой туман. У нас на Урале, откуда я родом, тоже морозы — будь здоров, но чтобы за 50 – это уж слишком!

Пока шел в управление дороги, видел, как застраивается улица Красная Пресня. Судя по этому названию, Тынду строили москвичи. А вообще каждая республика создавала свой бамовский поселок. Куанда, например, детище узбеков. А вот железнодорожная станция Новый Ургал – досталась украинцам. За несколько лет в тайге выросла маленькая Украина. Две главные улицы — Донецкая и Киевская. А за покупками здешние ходили в «Харьков».

Предложили работу в службе временной эксплуатации. А вот с жильем, сказали, проблема. Правда, есть общежитие из вагонов, стоящих на платформе еще не существующей станции. Но жить можно.

- Даю телеграмму жене, чтобы приезжала с сыновьями, — продолжает свой рассказ Сергей Михайлович. — Татьяна у меня тоже железнодорожник, по специальности электромеханик связи. Дали нам на семью отдельный вагон. Условия спартанские, но жизнь была прекрасна. Со снабжением никаких проблем. Бамовцы обеспечивались очень хорошо, в столичных магазинах того не было, что нам привозили. Дефицитом были разве что свежее молоко да минеральная вода.

Правда, существовали все-таки на БАМе очереди. На то, что дома купить в то время было практически невозможно. В порядке очередности строителям магистрали выделялись легковые машины. Бухгалтерия высчитывала из зарплаты определенную сумму. Эти отчисления были незаметны для семейного бюджета. На БАМе на получение машины, говорит мой собеседник, записывались почти все. Некоторые, мол, специально за этим сюда и приезжали.Еще бы — ведь всего за год работы здесь можно было не только автомобиль купить, но и накопить на вступление в кооператив.

Помидоры, огурцы и даже арбузы выращивали

Никаноровы продолжали жить в поезде. За окном — все те же минус пятьдесят. Утром от стенок вагона приходилось отдирать примерзшие волосы. Но вот закончился срок договора, к тому же и «Жигули» уже дожидаются дома – приезжай и получай. Уехали в Новомосковск в апреле, съездили с детьми на море, поставили машину в гараж и в сентябре снова отправились на БАМ.

- Просто звала туда душа, — подключается к разговору Татьяна Ивановна, — там было весело, различные мероприятия между поселками проводились, дома не запирались, все жилиодной дружной семьей. Словом, заскучали мы с мужем.

Теперь у них было новое место жительства – станция Лопча. Снова дом прямо на железнодорожном пути. Потом четырехкомнатный барак дали, сборно-щитовой. Только обживаться стали, начальник вызывает:

- Ты приехал БАМ строить? Тогда вперед! Поедешь начальником станции в Олекму.

Взяли вагон, погрузились, подцепили его к идущему в нужном направлении поезду.

- А ты помнишь, — обращается Татьяна Ивановна к мужу, — до самой Олекмы дороги не было, мы доехали до Усть-Нюкжи и там целый месяц на путях стояли, пока путеукладчики рельсы дальше не проложили.

Все помнится. Жизнь в Олекме была более устроенной. Раньше пришли сюда строители, жили они в деревянных бараках. Из благ цивилизации — почта. Но как это мало для их ребят, особенно для самого маленького Пашки. Да и вообще, долго ли еще они будут таскать детей за собой? Возить по трассе, воспитывать, что называется, на ходу. Для детей ли такой режим? Но вряд ли сегодня уже взрослые сыновья Никаноровых упрекнут родителей в трудностях детства.

Между тем, снова кончается срок договора. Может, все-таки взять и уехать навсегда домой, в Украину? Да и старые родители не перестают звать – возвращайтесь да возвращайтесь. Мол, дому хозяин нужен. Наверное, на этот раз окончательно бросили бы якорь здесь, на Транзитке, как называют этот район в Новомосковске местные жители. Но не подошел здешний климат старшему сыну Александру. В Сибири ребенок чувствовал себя прекрасно, а здесь болеть начал. И Никаноровы решают снова возвратиться в Сибирь.

Теперь они живут в Куанде – поселок вполне цивилизованный. Куанда – место стыковки БАМа, здесь встретились две бригады путеукладчиков, шедших навстречу друг другу. Запомнился этот октябрьский день 1984 года и первым поездом. Его ждали 10 лет.

- В Куанде у нас был коттедж из бруса в двух уровнях. Со всеми удобствами. Теплица во дворе, всякие сарайчики.

- Я по сорок банок консервации закрывала. Помидоры, огурцы отличные получались, даже арбузы выращивали, — говорит Татьяна Ивановна. – А наша соседка из Читы корову завела. Ко всему и везде можно приспособиться, если руки приложить.

Наконец, «спешились» — дом, стоящий на земле, какое ни есть, но свое собственное хозяйство. Ничего, что вместо кроватей полки из пассажирских вагонов – на интерьер тогда никто внимания не обращал. Временное проживание, временная обстановка.

- Мы, конечно, знали, что все равно рано или поздно вернемся в Новомосковск, — говорит Сергей Михайлович, — всякая дорога когда-нибудь заканчивается. Но на БАМе прошли самые светлые годы. Во-первых, то, что мы делали, было ответственно и почетно. Я до сих пор с большой любовью вспоминаю коллективы людей, которыми пришлось руководить. Очень много было украинцев, в том числе из нашей Днепропетровской области.

А разве можно забыть охоту и рыбалку, все таежные приключения, связанные с этим самым большим в жизни увлечением? До сих пор в памяти медведи, шагающие по шпалам и не обращающие никакого внимания на предупреждающие гудки поезда. А однажды один разъяренный нахалюга в щепки лодку нашу разнес.

- Мы выехали с товарищем на рыбалку, хороший был улов. А товарищу надо было, не помню уже почему, домой наведаться. Мы забрали с собой рыбу, а лодку на берегу оставили. Думали вернуться и продолжить ловить. Возвращаемся, а лодка растерзана. Рыбки там не оказалось, вот и рассвирепел хозяин тайги.

Не известно, сколько бы еще пришлось супругам Никаноровым обживать тайгу и сдающиеся в эксплуатацию участки магистрали, если бы не распад Союза. Лишаться гражданства Украины и в мыслях не было.

Есть в Новомосковске бамовское братство…

Теперь уехали навсегда. Все трудовые сбережения превратились в пыль. Обещанную им, как бамовцам, трехкомнатную квартиру заняли в ту эпоху беспредела чужие люди. Семья осталась жить в приговоренном к сносу доме родителей. Отстояли наследство, тепер уже свыклись и с достаточно близким соседством многоэтажки. Создали вокруг себя благоухающий зеленый рай и чувствуют себя в нем прекрасно.

Сергей Михайлович после БАМа трудился на железнодорожной станции Новомосковск, с прошлого года на пенсии. Младший сын Павел тоже стал железнодорожником, работает составителем поездов.

Вспомнить и поговорить о таежных буднях, о молодости у супругов Никаноровых есть с кем. В Новомосковске живут работавшая на БАМе поваром Валентина Бершак, Олег и Людмила Волощенко – он сварщик, она связистка, Надежда и Юрий Гриценко – медсестра и связист. Вот отметили юбилей. Вспомнилось, взгрустнулось.

…Было дело, Сергей Никаноров не удержался – поехал посмотреть, как там магистраль без них, что изменилось.

- Увидел обезлюдившие поселки, в Куанде при нас начинали строить торговый центр. Бросили, до крыши дошли и бросили. При Горбачеве на БАМ вообще перестали тратиться. А ведь там, в тайге, зарыта вся таблица Менделеева.

…Пусть кто-то и говорит о БАМе, как об ошибке минувшей эпохи. Но вряд ли можно сказать, что он был ошибкой в судьбах бамовцев. Никаноровы, например, с этим никогда не согласятся.

Gorod.dp.ua на Facebook.


sid  (16.07.14 16:28): Это же было в плохом союзе... вы что пишите за воспоминания... надо писать о том как нам хорошо в неньке, особенно после 2013 года стало добре, а вы за гнилой совок. Щас поскачем, и будет всем очень, очень хорошо, а москалям дуже погано. Ответить | С цитатой
Шахтер  (15.07.14 16:58): А я помню как мы помогали "рекорд" Стаханову ставить. Ответить | С цитатой
Александр  (15.07.14 15:57): Такими статьями новая власть подготавливает "пересічного" украинца к бесплатному труду по восстановлению луганды. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами
•  У Дніпрі розпочали ремонт мосту, що веде на Монастирський острів (11)

•  Мешканці Новокодацького району Дніпра активно долучилися до суботника на «Безіменній висоті» (11)

•  У Дніпрі дівчина бризкала перехожим в обличчя освіжувачем (відео моменту) (11)

•  На Фестивальному причалі у Дніпрі відбувся автопробіг-зустріч ретро-машин «За весною» (9)

•  Збитки на понад 7 млн грн: у заповіднику на Дніпропетровщині квадроциклами пошкодили унікальні піщані бархани (7)

•  На Дніпропетровщині чоловіка спершу засудили до довічного за вбивство матері та бабусі, а потім присудили 3 млн гривень компенсації за душевні страждання (7)

•  У 6 закладах Дніпропетровщини можна отримати безоплатну медичну допомогу при інфаркті (5)

•  У Дніпро повертається стародавня мумія! (5)

•  У Дніпрі на автостанції на лівому березі планують збудувати зал очікування з торговельними приміщеннями (5)

•  Утворюється метровий шар піни: у Дніпрі в озеро Куряче з колектора виливаються відходи (4)


* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
45
стихійних сміттєзвалищ ліквідували у Дніпрі за 2022 рік

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте