Закрыть Вход на gorod.dp.ua

Имя для входа:
Днепр » Новости города и региона
Регистрация Вход

сб, 16 декабря 2017
20:45
УКР   ENG
НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА  
13.10.2017

Тайны Днепра: забытый патриарх архитектуры

|«« «« »» »»|

В октябре исполняется 105 лет со дня рождения одного из самых замечательных архитекторов нашего города в XX-м веке - Дмитрия Ивановича Щербакова. Его имя – это целая эпоха в истории днепровской архитектуры. В сентябре исполнилось 11 лет со дня смерти архитектора.

Городской сайт решил вспомнить имя выдающегося зодчего и совершить прогулку по его основным архитектурным произведениям.

Чем знаменит Дмитрий Щербаков? Какие самые интересные здания он создал? Какой дом – символ эпохи спроектировал Щербаков? Какие крупные жилые «сталинки» создал Щербаков? Где находится целый массив «хрущёвок», который тоже довелось проектировать архитектору? Какие здания Щербакова уже не существуют? Какие памятники в нашем городе проектировал Щербаков?

Загадки истории нам откроет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Корифей зодчества: от сталинского ампира до брежневского минимализма

«Дмитрий Иванович Щербаков (1912–2006) – выдающийся архитектор, один из «патриархов» послевоенной архитектурной школы в Днепропетровске, - рассказывает Максим Кавун. - Родился он 15 (28 по новому стилю) октября 1912 года в Екатеринославе в семье железнодорожника. Архитектурное образование Дмитрий Иванович получил в тогдашних столицах Украины. В 1934-1937 годах учился в Харьковском художественном институте, на факультете архитектуры. А в 1937-1940 годах, перед самой войной, окончил Киевский художественный институт (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры).

Еще до войны Дмитрий Щербаков начал работать в Управлении проектирования и развития Днепропетровска, участвовал в разработке ряда проектов зданий. С 1946 года Дмитрий Иванович Щербаков начал трудовую деятельность в организации «Государственный проектный институт «Облпроект». Здесь соединились тогда лучшие молодые архитектурные силы города. Сегодня это известный институт «Днепрогражданпроект». Щербаков прошел в институте ряд этапов, работал главным архитектором института. С 1960 г. состоял членом Национального союза архитекторов. В 1972 году получил звание «заслуженный архитектор Украины». Был одним из самых уважаемых членов областной организации Национального союза архитекторов Украины.

Д.И. Щербаков – автор многих знаковых сооружений в Днепропетровске 1940–1970-х годов. Начав работать в монументальных традициях «сталинского ампира», архитектор создал несколько знаковых жилых зданий : «Дом с башней» на главном проспекте; жилой дом с кинотеатром «Украина»; жилой дом с магазином «Изумруд», наконец, гигантский жилой дом на углу проспекта и ул. Горького, а также «сталинка» на улице Дзержинского (Вернадского). Плодотворно работал архитектор в составе коллектива по строительству Привокзальной площади (ныне Вокзальная).

Затем, в эпоху стремительной смены стилей, Щербаков одним из первых вынужден был заниматься планированием новых жилых массивов с «хрущёвками». Это Вузовский жилой массив (1959–1965 годы). После этого он проектировал крупнейший объект – новый обком партии (ныне Днепропетровская ОГА). Принял участие в проектировании архитектурной части ряда памятников.

До конца жизни считался одним из признанных корифеев днепропетровской архитектурной школы второй половины XX века. Умер в 2007 году в родном городе на Днепре.

Жилой дом завода «Красный Профинтерн» – гигант размером в квартал

Начало архитектурной карьеры Дмитрия Щербакова совпало со временем послевоенного восстановления Днепропетровска. Это давало большие возможности для творческой самореализации молодого архитектора. Повсеместно господствовал тогда стиль «сталинский ампир», соответственно, работы 1950-х годов выполнены в этом стиле. Д.И. Щербаков быстро выдвинулся в одни из лучших архитекторов Днепропетровска.

Своеобразной визитной карточкой архитектора стал жилой дом завода «Красный Профинтерн», построенный на главном проспекте города в 1950-1951 годах. Жилой дом имеет размеры в целый квартал проспекта, между улицами Горького (Княгини Ольги) и Фрунзе (Василя Чапленка) и состоит из двух очередей. Основной объем здания – пятиэтажный, со стороны угла с ул. Горького возвышается монументальный восьмиэтажный корпус. За счет подъема этажности угловая часть жилого дома является одной из важнейших архитектурных доминант в привокзальной части проспекта.

Вот что писал сам архитектор Д.И. Щербаков о «своем» доме в газете «Днепровская правда» в декабре 1950 года:

«Вторая очередь завершит композицию этого огромного здания. Угловая часть дома будет иметь 8 этажей. Она оборудуется лифтом и мусоропроводом. Все квартиры будут иметь современные сантехнические устройства. Работники завода получат комфортабельные, со всеми удобствами квартиры».

Послевоенное восстановление главного проспекта Днепропетровска проходило по разным проектам разных зодчих. К сожалению, не удалось создать целостный ансамбль, как, например, Крещатик в Киеве или проспект Ленина (Соборный) в Запорожье. В этих условиях несколько удачных зданий отдельных архитекторов на проспекте имеют крупную архитектурную ценность. В их числе дом-гигант Д.И. Щербакова. Дом решен в стиле «сталинский ампир», с элементами итальянского ренессанса XVI века. В частности, широко использован мотив лоджий. Следует отметить также баллюстраду с крупными декоративными элементами. Также в здании до сих пор сохраняются уникальные ворота с датой «1953».

«Сталинки» Щербакова – не похожи друг на друга

В пятидесятые годы XX века архитектор Щербаков спроектировал еще ряд жилых «сталинок». В каждом из этих зданий видна рука хорошего мастера. Несмотря на господство одного стиля в архитектуре, каждое новое здание Щербакова не похоже на другое – оно выделяется разными размерами, деталями, декором.

Еще одна известная «сталинка» Щербакова – жилой дом с магазином «Изумруд» (проспект Яворницкого, 67). До революции здесь на красной линии располагался один из самых фешенебельных отелей Екатеринослава «Франция» (комплекс из двух зданий построен в 1890-е годы). Отелем владел богатейший предприниматель города Моисей Юдович Карпас. Во время войны здания были разрушены.

Во второй половине 1940-х годов участок, согласно решению городских властей, был выделен для строительства жилого дома завода им. Коминтерна. В рамках реконструкции руины зданий на данном участке были снесены. В 1949–1950 годах архитектор Д.И. Щербаков выполнил проект жилого дома. В 1950–1953 годах по его проекту был возведен пятиэтажный протяженный жилой дом в стиле «сталинский ампир».

Архитектор Щербаков создал ценный памятник архитектуры. Общая длина жилого дома по просп. Яворницкого, 67 – около 100 метров. Здание является одним из самых крупных объектов застройки послевоенного времени на проспекте. Жилой дом имеет ряд интересных архитектурных особенностей. Визуально здание акцентировано тремя вертикальными рядами балконов (два боковых ряда на 3-4 этажах, центральный ряд 2-5 этажи), декорированных портиками. Парные колонны с капителями ионического ордера использованы в оформлении балконов. В оформлении первого этажа здания использованы арочные завершения окон, а также рустовка, придающая монументальность.

Еще более интересно, что в завершении центральной части находится сложный по композиции фронтон, где использованы мотивы стиля «украинского барокко» XVII–XVIII веков. В завершающей части здания использованы выразительные архитектурные элементы – «шишки», высотой около 1,5 метров. В центральной части – их четыре, на боковых частях – по две, одна в южной части уже отсутствует.

В целом, архитектурный декор здания очень интересен, отражает различные особенности стиля «сталинский ампир» и его вариаций. На сегодня, декоративные элементы нуждаются в консервации, а в некоторых случаях требуют восстановления.

Еще один момент характеризует Дмитрия Щербакова как архитектора. При возведении дома на просп. Карла Маркса (Яворницкого), 67 стояла качественно сложная задача: необходимо было соорудить крупное здание (50% от длины квартала), при этом вписав его в уже существующее архитектурное окружение. С южной стороны новый жилой дом соседствовал со знаменитым памятником архитектуры «Дом Хренникова» (ныне Гранд-отель «Украина») 1910–1913 годов (фасады архитектор П.П. Фетисов). С северной стороны руины было решено не восстанавливать, и в это же время здесь появляется четырехэтажное общественное здание (архитектор А.В. Баранский). В то же время в период проектирования Д.И. Щербаковым жилого дома в 1949 г., судьба сгоревшего в 1943 г. «Украинского дома» была еще не решена (реконструирован и открыт только в 1953 г. как гостиница «Украина»).

Поэтому, проектируя крупный жилой дом в центре квартала проспекта К. Маркса, Д. Щербаков еще не знал, в каком архитектурном окружении окажется это здание. Однако зодчий очень бережно подошел к архитектурному оформлению фасадов. Это позволило создать новый архитектурный объект, по своему выразительный, но не подавляющий соседние здания, находящийся в эстетической гармонии с ними.

Следует отметить, что после восстановления «Украинского дома» в новом облике (реконструкция архитектора В.А. Зуева) выяснилось, что жилой дом Д. Щербакова совершенно не диссонирует с ним. Хотя два здания выполнены в совершенно разных стилях («украинский модерн» и «сталинский ампир»), они довольно гармонично взаимодействуют друг с другом в панораме центрального проспекта.

Отметим еще две жилые «сталинки», спроектированные Дмитрием Щербаковым. Одна из них находится прямо напротив «Изумруда» (№ 54 по проспекту). Это крупное шестиэтажное здание с минимальным декором, построенное на месте знаменитого в Екатеринославе двух-трехэтажного дома Трояновского. Первый этаж дома украшен портиком из колонн дорического ордера. Случай довольно редкий в нашем городе. Такой архитектурный акцент был обусловлен тем, что в первом этаже располагался кинотеатр «Украина» (ныне закрыт, помещения приспособлены под торговый центр).

Еще одна «сталинка» спроектирована Щербаковым по улице Дзержинского (Вернадского), 18-А. Это крупный жилой дом завода ДЗМО, построенный на очень ответственном участке одной из днепровских террас. Здание решено в торжественных формах палаццо XVI века с активным использованием типологического декора – различных консолей, раковин и завершающих элементов (в просторечии называемых «шишками»). Декор этого здания неплохо сохранился до наших дней. Интересно, что это здание Щербакова отразило кризис стиля «сталинского ампира» - фасады уже неоштукатурены, а декор значительно скромнее, чем в других зданиях этого стиля.

Еще одна «сталинка» Д.И. Щербакова – общежитие ДАРЗ-2 на углу улиц Героев Сталинграда (просп. Б. Хмельницкого) и проспекта Ильича (П. Орлика). Интересное здание имеет скругленный угловой фасад, за счет чего достигается дополнительная пластичность и монументальность. Это здание – памятник неосуществленному строительству кольцевой магистрали проспекта Ильича.

«Дом с башней» – архитектурный символ эпохи

И все-таки, главной «сталинкой» в жизни Щербакова, стал «Дом с башней». Это знаменитое здание на углу проспекта и ул. Серова (Фабра) давно превратилось в архитектурный символ города. Дом построен в 1950-1952 годах. Строился жилой дом для рабочих завода имени Петровского. Здание, принадлежавшее металлургическому гиганту, должно было получить привлекательный архитектурный облик.

И здесь архитектор, возможно, нашел вдохновение в силуэтах дореволюционного квартала, стоявшего на этом месте. Угловую часть занимал дом Айнгорна, где располагалась гостиница «Пальмира». В начале XX века угловую часть украсила примечательная башенка с шатровым завершением, напоминавшая храм. В 1913 году следующее здание было капитально перестроено под отель «Бристоль» в стиле модерн. Это был один из самых роскошных кварталов Екатеринослава. В 1941 году «Бристоль» (называвшийся «Спартак») был разрушен, и после войны руины зданий было решено снести.

Возможно, именно башенка «Пальмиры» подсказала архитектору силуэт будущего здания. Пятиэтажный очень крупный жилой дом украшен в угловой части надстройкой из двух этажей. Над ней возвышается характерная двухэтажная башенка, а над ней шпиль оригинальной, грушевидной формы. Шпиль не имеет характерного заостренного завершения.

Архитектор сумел создать совершенно оригинальное архитектурное решение здания. Хотя «дом с башней» выполнен в стиле «сталинский ампир», завершение здания ближе к стилю барокко. При желании здесь угадываются формы зданий в стиле барокко архитектора Бартоломео Растрелли, например, купола Андреевской церкви в Киеве. Зданий, подобных «Дому с башней» в Днепропетровске, нет ни в одном из городов бывшего СССР. Нужно также отметить, что здание очень выгодно поставлено на участке, и поэтому сразу завоевало роль вертикальной доминанты на несколько кварталов.

Водная станция в парке Воронцова – маленький шедевр

Одним из признаков мастерства архитектора является способность создавать и крупные объекты, и малые архитектурные формы. В наследии архитектора Щербакова был и небольшой, но ценный памятник архитектуры. Это водная станция завода имени Карла Либкнехта в парке имени Воронцова (парк Сагайдак).

В послевоенное время в декоративном оформлении парков и водных зон отдыха очень любили использовать ажурные декоративные сооружения. Таким сооружением стала водная станция на берегу Днепра в парке. Она была построена в 1952 году.

В архитектурном очерке «Днепропетровск» (1985 г.) так описывался этот шедевр малых форм:

«У самого зеркала воды, в парке им. П. Воронцова, по проекту Д. Щербакова в 1952 г. построена водная спортивная станция. Автору удалось органично объединить в объемно-пространственной композиции такие разные материалы, как железобетон и дерево. Рационально проведена вертикальная компоновка сооружения. Крыша эллинга служит основанием бытового корпуса с гардеробами и душевыми для спортсменов. Над бытовыми помещениями находится кают-компания. Эксплуатируемая кровля здания используется под открытую террасу. Все надстройки выполнены из деревянных конструкций, украшенных элементами классического ордера. Романтический образ архитектурного сооружения ассоциируется с кораблем, готовым выйти в плавание».

К сожалению, это здание водной станции было недавно разрушено, и мы уже никогда не увидим образ корабля, готового выйти в плавание.

Однако до сих пор сохранилась еще одна водная станция – завода ДЗМО на Монастырском острове в парке имени Шевченко. Это чудесное здание 1950-х годов с башней, также напоминающее корабль, причаливший в днепровских водах. Имеются сведения, что архитектором этого здания также был Д.И. Щербаков.

Восстановление главного проспекта и Привокзальная площадь

Архитектор Дмитрий Щербаков был одним из руководителей по проектированию восстановления всей центральной части Днепропетровска в конце 1940-х годов.

Особое внимание уделялось восстановлению главного проспекта на всем его протяжении (более 4 км). Архитектор Д.И. Щербаков возглавил авторский коллектив. Был разработан концептуальный вариант и эскизный генеральный план с крупными комплексами общественных зданий в стиле «сталинский ампир». К сожалению, большие затраты вынудили отказаться от многих идей реконструкции проспекта. Многие дореволюционные здания были при этом «одеты» в новые архитектурные одежды. Как, например, бывшее здание Азово-Донского банка, реконструированное Д.И. Щербаковым (просп. Яворницкого, 81).

Д.И. Щербаков руководил детальным проектом создания ансамбля Привокзальной площади в середине 1950-х годов . Это очень ответственный градостроительный ансамбль, один из узловых на главном проспекте. Это также единственная площадь в городе, которую удалось застроить по одному замыслу, и в едином стиле «сталинский ампир» (пожалуй, таким примером может быть еще площадь вверху ул. Рабочей).

Работы на Привокзальной площади развернулись уже с 1947 года, и велись по проекту коллектива архитекторов: Д.И. Щербакова, В.А. Зуева, В.И. Мартынова, И.Г. Заиченко, Л.Р. Ветвицкого. Центральным элементом стал железнодорожный вокзал, спроектированный А.Н. Душкиным и открытый в 1951 году. Площадь размерами 110 на 270 метров была обрамлена тремя огромными жилыми зданиями и стала памятником архитектуры 1950-х годов.

Вузовский жилой массив – первые кварталы хрущевок

По иронии судьбы, Дмитрий Щербаков, как признанный архитектор «сталинского ампира», вынужден был приспосабливаться к менявшейся ситуации, когда с 1955 года была провозглашена «борьба с излишествами» в архитектуре. В этом плане судьба архитектора Щербакова очень схожа с судьбой его не менее талантливых коллег, как, например, Олега Петрова.

Однако даже в этой ситуации выдающийся архитектор показал свое мастерство. Дмитрия Щербакова можно считать одним из «отцов» хрущевок в архитектуре нашего города.

В конце пятидесятых годов XX века Днепропетровск начал стремительно развиваться скачками, и на повестку дня встала задача проектирования и формирования первых жилмассивов. Дмитрий Щербаков спроектировал первый такой жилмассив – Вузовский.

В конце 1950-х годов улицу Лагерную, к тому времени называвшуюся Вузовской, продолжили до самой Подстанции. Осенью 1959 года Вузовскую улицу от нынешней улицы Казакова до Подстанции начали застраивать одинаковыми пятиэтажными жилыми домами. Застройка эта получила название «Вузовский жилой массив», а руководил застройкой архитектор Д.И. Щербаков.

Застройка красной линии Вузовской улицы (с 1961 г. – проспекта Гагарина) продолжалась до Подстанции до 1965 года. Кроме жилых зданий, здесь появлялись и общественные сооружения. 29 июля 1965 г. в конце проспекта Гагарина был открыт крупный для того времени кинотеатр «Космос» на 490 мест. Он был построен по проекту Д.И. Щербакова. Кинотеатр «Космос» не пережил эпохи упадка киноиндустрии и ныне переоборудован под строительный бутик.

Конечно, сегодня жилмассивы «хрущевок» кажутся атавизмом и не вызывают эстетических восторгов. Однако в 1960-е годы это был важный этап градостроительства. В 2003 г. часть фасадов домов, выходящих на проспект Гагарина, косметически реставрировали и выкрасили в разный цвет. Монотонность желтых «хрущевок» на проспекте Гагарина сейчас разбавляют разнообразные магазины, занимающие почти все первые этажи.

Старый автовокзал

В 1960-е годы архитектор Дмитрий Щербаков по-прежнему был очень востребован. Один из созданных им архитектурных символов эпохи 1960-х годов давно уже не существует. Это старый автовокзал, спроектированный Д.И. Щербаковым в соавторстве с М.Б. Кудрявским. Он был введен в эксплуатацию в ноябре 1966 года, полвека назад. Это здание располагалось на западной оконечности площади Петровского (Вокзальная), в ансамбле которой также «отметился» Д.И. Щербаков. В 1960-е годы здание старого автовокзала считалось новаторским. Это был крупный монументальный объем, простая геометрия форм, обилие стекла и света.

Здание старого автовокзала размещали на открытках и в путеводителях. Но к концу существования Советского Союза здание совершенно устарело и по масштабам, и в архитектурном отношении. Поэтому было принято решение строить новый огромный комплекс автовокзала, всего в квартале от старого. Новый автовокзал на ул. Курчатова был открыт в 1993 году, и через некоторое время старый автовокзал был снесен. На месте старого автовокзала расположился рынок «Славянский базар», затем «Славянка».

Цитадель днепровской власти

Уже под конец пика своей архитектурной карьеры Дмитрий Щербаков был привлечен к проектированию крупнейшего архитектурного объекта . Это областной комитет партии в начале проспекта Кирова, а ныне облгосадминистрация (ныне просп. А. Поля, 1). Восьмиэтажное огромное здание было построено в 1970 году.

Приступая к проектированию, архитектур вынужден был решать ряд сложных задач. Во-первых, для нового здания «отдали» центральную часть сквера имени Ленина (ныне сквер Героев), и следовало вписать огромное здание в уже существующий зеленый массив. Во-вторых, следовало гармонизировать габариты и очертания старого здания обкома (Коммерческое училище, ныне областной совет, просп. А. Поля, 2) и нового здания.
Архитектор удачно решил эти задачи, при этом будучи «зажат» в рамках официального стиля «брежневского минимализма» 1970-х годов.

Естественно, строительство такого огромного здания отрицательно сказалось на развитии самой зеленой зоны. Новая капитальная реконструкция пришла в начале семидесятых, исходя из потребностей власти. Раньше структура насаждений была развернута к зданию областного комитета партии (бывшему Коммерческому училищу). Теперь власть отгородилась от основной части парка – напротив «старого» здания обкома построили новое – многоэтажное. Закрыли сквозной проезд с улицы Комсомольской на проспект Пушкина. Здесь выполнили покрытие из железобетонных плит, разрядили посадку и обсадили аллею липами. Теперь визуально кажется, что проспект Поля начинается от проспекта Пушкина. Но до сих пор оба здания числятся по проспекту Поля (1 и 2 соответственно).

Новое здание обкома партии с задней части отгородили от парка еще и высоким забором, полностью изменив линию восприятия. Теперь создается впечатление, что большая часть парка находится «на задворках» административного комплекса. Однако и сегодня здание ОГА работы архитектора Д.И. Щербакова является архитектурной доминантой всей прилегающей территории на несколько кварталов. Сейчас здесь находится Днепропетровская областная государственная администрация.

Архитектор участвовал в создании памятников

Еще одной точкой приложения архитектурного мастерства для Дмитрия Щербакова стало участие в создании ряда крупных городских памятников.

24 октября 1967 года, перед Днем освобождения Днепропетровска, в Новых Кайдаках в парке им. Ленина (ныне Молодежный парк) был открыт романтичный и трагичный памятник. Это монумент экипажу самолета – И.Т. Вдовенко, Н.В. Гомоненко, В.Л. Карпову, М.Р. Пулатову , которые 28 августа 1941 г. уничтожили вражескую переправу и повторили подвиг Гастелло. Памятник – «Символическое крыло самолета» выполнен по проекту скульпторов А.И. Жирадкова, Ю.А. Жирадкова. Архитектурную часть памятника разработал Дмитрий Щербаков. Монумент выполнен из нержавеющей стали и алюминия, вес 8 тонн, работа литейщика М.А. Шишалова. Постамент выполнен из железобетона.

Другие памятники, архитектурную часть которых разрабатывал Д.И. Щербаков, по иронии судьбы, были самыми, что ни на есть, официальными. В 1957 году Д.И. Щербаков разрабатывал архитектурную часть памятника В.И. Ленину перед зданием Дворца Культуры имени Ильича (демонтирован в феврале 2014 г.). Когда в 1970 году было завершено строительство здания обкома партии, 29 декабря 1972 года неподалеку от него со стороны проспекта Пушкина, была открыта монументальная стела из красного полированного токовского гранита. На ней – барельеф В.И. Ленина (скульпторы С.А. Огий, Г.П. Левчук) и надпись «Победа коммунизма неизбежна…». В свое время этот памятник трактовали как обобщенный символ «днепропетровского клана». В июне 2015 г. этот памятник был демонтирован.

Такие разные памятники, но в каждом из них видна рука не только скульпторов, но и выдающегося архитектора – Дмитрия Щербакова.

Талантливого архитектора в Днепре почти забыли

Дмитрий Иванович Щербаков и в начале XXI века отличался завидным творческим долголетием. Почти достигнув векового рубежа, он старался принимать активное участие в архитектурной жизни города. Интересно, что в 2001 г. в конкурсе на застройку проспекта Карла Маркса (Яворницкого), проект Д.И. Щербакова получил третью премию. А в 2002 году за проект застройки проспекта Пушкина, улиц Чкалова и Серова проект Д.И. Щербакова был отмечен второй премией.

Прошло не так уже много лет со дня смерти архитектора – всего 11 лет. Но время стирает память, и фамилия Щербакова ничего не говорит большинству жителей Днепра. В то же время здания, созданные архитектором, по-прежнему радуют сотни горожан и влияют на восприятие городского пространства. Никуда не делись «Дом с башней», дом с магазином «Изумруд», дом-гигант на проспекте. Ну и конечно, прекрасно сохранилось здание Днепропетровской ОГА, спроектированное Д.И. Щербаковым.

К сожалению, в 2015 году, когда многие улицы называли именами деятелей, очень отдаленно связанных с городом, места на карте города для улицы архитектора Щербакова не нашлось. Как не нашлось для Олега Петрова, Евгения Яшунского, Дмитрия Скоробогатова и других выдающихся днепровских зодчих. Хотелось бы, чтобы имя Дмитрия Щербакова в истории днепровского зодчества не было бы забыто», - завершает Максим Кавун.


bur Juve  (18.10.17 21:37): Отличная статья! Полезная и познавательная, этого сейчас крайне мало.
Респект Максиму Кавуну и Константину Шрубу. Приятно, что в нашем городе есть еще такие люди. А то кругом один китч, безвкусица, противная реклама, пиар чинуш и барыг
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
горожанин  (14.10.17 20:49): Спасибо, друзья! Верю, что память народная сохранит имена этих людей, в том числе благодаря таким статьям. Вся нынешняя политическая шелуха унесётся ветром, а дома и улицы будут стоять. Ответить | С цитатой
гость  (14.10.17 15:00): Спасибо журналисту, спасибо историку. Город наш неоднозначен, очень оригинальный город. И история и архитектура. Для того, чтобы знать его и любить его, нужно или родиться, или долго жить в нем... Многие годы. Полюбить зеленые улицы, особый говор горожан. И, конечно, очень-очень жаль, что при последнем переименовании улиц не нашлось места для увековечивания имен людей действительно заслуживших этого своими осязаемыми делами. Для людей украшавших своей мыслью наш город. Ну да что говорить... Даже название города нынче... Так и не пойму где живу - в городе или реке?... Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Фердюшин  (14.10.17 01:20): Спасибо за статью,жаль ,что память о таких людях исчезает,грустно и печально Ответить | С цитатой
Игорь  (13.10.17 15:39): Как "пересичному громадянину",мне нравится "Дом с башней",дом на углу Горького (неподалеку жил в детстве-ностальгия!) и...все! Уж извините!За статью-спасибо! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

copyright © gorod.dp.ua, ЧАО «Сегодня Мультимедиа», ТРК Украина
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте