Закрыть Вход на gorod.dp.ua

Имя для входа:
Днепр » Новости города и региона
Регистрация Вход

сб, 18 ноября 2017
19:53
УКР   ENG
НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА  
11.09.2017

Ностальгия: как изменился Днепр за полвека. Взгляд с высоты птичьего полета

Ностальгия: как изменился Днепр за полвека. Взгляд с высоты птичьего полета

Городской сайт наглядно покажет, как изменился наш город за последние полвека. Мы посмотрим на Днепр с необычного ракурса – с высоты птичьего полета!

А поможет нам в этом активно интересующийся историей и развитием родного города блогер Артём Костюк , о проектах которого мы уже не раз рассказывали. Свои исследования Артём публикует в собственном, уже популярном среди жителей Днепра блоге -  artkostyuk.com.

Сразу несколько постов его блога посвящено теме спутниковых фотографий Днепропетровска-Днепра. Артём провел большую работу, совместив эти панорамы и дав нам возможность оценить, как развивался наш город за последние полвека. А перемены за 50 с хвостиком лет в городе произошли колоссальные! Это особенно заметно, если оценить панорамы окраин города, на которых выросли огромные жилмассивы и предприятия.

С его любезного разрешения приводим эти спутниковые снимки и комментарии к ним.

«Вероятно, когда-нибудь в будущем (а я в этом практически не сомневаюсь) такие сервисы как Google Maps и другие дадут нам возможность просматривать архивные спутниковые снимки не только за последние десять лет, но и за последние пятьдесят, - рассказывает Артём. - А пока мы можем довольствоваться редкими материалами, которые можно найти в электронных библиотеках или архивах, приложив огромные усилия.

Кто и зачем фотографировал Днепропетровск в октябре 1965 года? Насколько мне известно, это шпионская съёмка, которую проводила Америка начиная с 1963 по 1967 год… Была целая программа, в течение которой была отснята вся территория Советского Союза, а крупные города были отсняты с очень большим разрешением. Эти снимки были засекречены до 2002 года. Сейчас они в свободном доступе.

Мы сравним эти фотографии полувековой давности с современными спутниковыми снимками. Посмотрим на отдельные части города, большинство которых очень сильно изменились. Для понимания, как развивался тот или иной район города, приведем описание района из раздела «Город по кусочкам» на сайте gorod.dp.ua, и по возможности будем прилагать фотографии города в тех местах примерно того времени».

Жилмассив Фрунзенский-1, 2 (сейчас – соответственно жилмассивы Ломовский, Каменский).

Этот микрорайон начали застраивать в 1980-х годах. Пресса тех времен об этом писала так:

«По уровню комфортабельности и близости к Днепру, базам отдыха, лесопарку ему не будет равных… Особый интерес представляет сеть искусственных каналов, каждый глубиной шесть метров, которые будут соединены друг с другом и с Днепром. Предназначены каналы, во-первых, для понижения уровня грунтовых вод, во-вторых, для отдыха жителей массива. Это создаст определенный микроклимат, ведь зоны отдыха находятся в самом микрорайоне».

А полвека назад на его месте было чистое поле:

Нынешний вид:

Жилмассив Красный Камень

Уходящая в Днепр песчаная коса 50 лет назад существовала только в виде тонкой полосы, а сам район выстроен на месте поселка. Часть поселка осталась и сегодня.

СМИ писали о его строительстве:

«Жилмассив Красный Камень строился как первая очередь Петровского жилого массива. Строительство многоэтажных жилых домов началось с середины 1970-х годов и продолжается сейчас за счет продвижения по ул. Братьев Трофимовых в сторону поселка Новые Кайдаки».

До начала строительства это место выглядело так:

Современный вид:

Жилмассив Воронцовский (сейчас – Мануйловский).  

На снимке та его часть, которая сегодня выглядит как огромный пустырь. Здесь в 1980-90-х построили только три 9-этажных дома — они должны были стать частью большого массива.

В середине 1980-х годов залив между проспектом Воронцова и Днепром начал засыпаться песком под строительство нового жилого микрорайона. Но постройкой трех домов дело так и ограничилось…

Старая Воронцовка:

Современный Мануйловский проспект:

Набережная Победы  в районе от Института физкультуры до второго массива. На снимке 1965-го года видно Мандрыковку, часть которой сегодня застроена домами массива Победа. Береговая линия колоссально изменилась.

В конце 1960-х — начале 70-х в юго-восточной части города в нижнем течении Днепра на намывной набережной начинает формироваться ж/м Лоцманский.

Название жилмассива Победа дано в честь 30-летия победы в второй мировой войне в 1975 г. Коса — народное название намывной песчаной мели, комплекса Гребного канала вдоль набережной ж/м Победа. Строительство канала стартовало в начале 1970-х гг. одновременно со строительством нового ж/м Лоцманский — Победа.

Старая Набережная:

Новая Набережная:

Фотография середины 60-х в районе института физкультуры. По набережной шла железнодорожная ветка, которую использовали для транспортировки стройматериалов при строительстве набережной:

Ракурс фото с района памятника Славы. Отчетливо видно полосу насыпи, по которой вскоре пройдет магистраль:

ж/м Победа (массивы 3-5) .

Мало кто знает, что большая часть Победы построена в месте, где в 1960-х была река.

«…А розпочалося будівництво цього масиву в 1969 році на території історичних селищ Лоцманська Кам'янка та Мандриківка, а також на піщаному ґрунті, що був штучно утворений у прибережній зоні Дніпра шляхом гідронамиву» , - писала об этом пресса того времени.

На месте Победы-3-5 был частный сектор:

Современный вид:

Жилмассив Солнечный.

На старом спутниковом фото - место, где вскоре будет построен ж/м Лазурный, западная часть массива Солнечный, ближайшая к Центральному мосту. На снимке видно, что уже начинают появляться первые пятиэтажные дома. В процессе строительства съезд с Центрального моста и строительство самого моста. Береговая линия была изменена подобно набережной Победы.

Архитектурный план развития района был готов еще в конце 1960-х гг. Строительство первой очереди стартовало в начале 1970-х гг. (тогда жилмассив назывался Лазурный).

Здесь только планировался будущий Солнечный:

Современный Солнечный:

Центральный мост

Его ввели в эксплуатацию в ноябре 1966 года.

Строительство моста:

Мост в наше время, до начала нынешней реконструкции:

Так Центральный мост строили:

Съезд на правобережную часть города во время строительства моста выглядел так:

Пр. Кирова (сейчас – пр.Поля) и ул. Героев Сталинграда  (сейчас – пр. Богдана Хмельницкого) в районе пр. Ильича (сейчас – пр. Пилипа Орлика).

Как раз в 1960-х этот район активно застраивался. Проспекта Ильича тогда еще не существовало, но задел под него уже был. Интересно, что именно этот «переулок» между двумя магистралями должен был стать частью скоростной объездной дороги, которую пока так и не построили.

«Примерно на половине пути от пр. Пушкина до ул. Титова просп. Кирова пересекает просп. Ильича — участок недостроенной скоростной объездной дороги. По планам 1960-х дорога должна была пройти от Мандрыковки через просп. Гагарина, Красноповстанческую балку, просп. Кирова, Рыбальскую балку, ул. Рабочую, Аптекарскую балку, просп. Петровского и выйти на Кайдакский мост. От планов постройки объездной дороги не отказались и продолжение ее строительства кочует из генплана в генплан» , - писала пресса.

Старый снимок:

Так теперь выглядит этот район:

Проспект Кирова в 1960-х годах:

Улица Титова (в 1965 году - Парковая) .

Самое примечательное на снимке ниже — начало строительства спорткомплекса «Метеор». Стадион в 1965 году уже строится и откроют его через год — в 1966-м. Квартал частного сектора между Титова и Строителей раньше назывался поселок Верхний.

Летом 1944 года на южной окраине города началось строительство Автозавода, ныне Южный машиностроительный завод (ЮМЗ) — Южмаш. Вместе с ним появились поселки Нижний и Верхний (соответственно, ниже и выше завода)

Старое фото:

Новое:

Нижний поселок, сейчас  ул. Рабочая:

Высотные монументальные здания по ул. Рабочей появились в середине и конце 1950-х годов. В 1970-х гг. в средней части улицы строятся многоэтажные жилые дома.

Старая ул.Рабочая

Сегодня:

Жилмассив Тополь.  Начали строить район в конце 1960-х. Единственное общее с современным снимком — это Запорожское кладбище, Запорожское шоссе и железнодорожная ветка:

До постройки Тополя:

Современный вид:

Таким был въезд в город в районе Запорожского кладбища:

Жилмассив Клочко.

Это еще один спальный район, который строился в 1970-х. В центре снимка 1965 года — старое воинское кладбище, которое впоследствии переросло в гражданское:

Таким было Клочко-6 раньше:

Современный вид:

А вот центральные районы Днепра за полвека претерпели минимум изменений. 

Центральный железнодорожный вокзал и площадь Островского .

Здесь можно обратить внимание разве что на измененную береговую линию и достроенный в 1977 году второй мост для движения поездов в обратном направлении:

Старый вид района вокзала:

Современный:

Автовокзал в 60-х располагался прямо на пл. Петровского:

А фото ниже сняты в то же время в районе ул. Пастера (тогда на этом перекрестке работал светофор):


Центральная часть Днепропетровска. Сразу бросается в глаза то, как изменился квартал в районе «Днепр-Арены» и отсутствие Оперного театра (тогда на его месте был парк Войцеховича, театр построили в 1974 году). Так же видно, как шла трамвайная линия 1-го маршрута в районе театра Горького. Сегодня в том месте расположена строительная площадка метрополитена. 

Старая панорама:

Современный вид центральной части Днепра:

ул. Московская полвека назад:


Му МУ  (11.09.17 23:19): Классная статья! Подборка снимков очень интересная, просто уникальная. Огромное спасибо автору! Ответить | С цитатой
из Днепропетровска  (11.09.17 11:05): Интересно!
Что было сделано за 30 лет до 91-го и 25 после... Печально.
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

copyright © gorod.dp.ua, ЧАО «Сегодня Мультимедиа», ТРК Украина
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте