Закрыть Вход на gorod.dp.ua

Имя для входа:
Днепр » Новости города и региона
Регистрация Вход

ср, 24 мая 2017
01:24
УКР   ENG
НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА  
29.03.2017

Вся история Приднепровской магистрали – в одном музее

|«« «« »» »»|

В Дорожном музее Приднепровской железной дороги собрано более 18 тысяч экспонатов, отражающих всю историю развития и современность ПЖД.

История развития Приднепровской магистрали тесно переплетена с развитием Днепропетровщины. По большому счету, импульс развитию нашего региона как индустриального, мощного, ведущего в Украине дал первооткрыватель криворожской железной руды Александр Поль. Он же ратовал о создании железной дороги, которая связала бы железнорудный бассейн с донецкими угольными месторождениями. Промышленный расцвет Екатеринославской губернии был бы немыслим без создания государственной Екатерининской дороги, открытой в 1884 году. И дальнейшее развитие нашей области тоже невозможно представить без магистрали, последовательно называвшейся Екатерининской, Сталинской, Приднепровской.

Здесь вся история дороги-труженицы

История дороги-труженицы, дороги-кормилицы, дороги-перевозчицы великолепно и полно отражена в этом музее. Раньше он располагался в ДК железнодорожников, теперь – по ул. Князя Ярослава Мудрого (бывшая Ленинградская), 12. Музей истории Приднепровской железной дороги регулярно принимает не только работников железнодорожной отрасли и студентов профильных вузов, но и школьников, которые определяются с будущей профессией, и горожан, которых интересует прошлое края.

Вся сознательная жизнь заведующего музеем Владимира Алексеевича ДРЫШЛЮКА связана с Приднепровской магистралью. Он любезно провел для журналиста Городского сайта персональную экскурсию, заставив меня восхищаться увиденному.

Музей был основан в 1968 году на общественных началах - значительную часть экспонатов подарили железнодорожники. В следующем году ему было присвоено звание народного. В новую эпоху музей политкорректно называется так: Дорожній музей регіональної філії «Придніпровська залізниця» ПАТ «Укрзалізниця ».

Экспозиция расположена в пяти залах общей площадью 250 м2 . Каждый зал знакомит посетителей с определенным этапом развития железной дороги и выдающимися личностями, причастными к становлению и развитию стальной магистрали Приднепровья.

За годы существования музея его сотрудники собрали большую коллекцию раритетов. В настоящее время в музее насчитывается более 18 тысяч (а если считать с запасниками – больше 20 тысяч!) экспонатов, среди которых - уникальные архивные документы, карты, фотографии, железнодорожный инвентарь, личные вещи ветеранов войны и труда и другие раритеты. Причем 182 экспоната являются настоящими историческими сокровищами и входят в государственную часть музейного фонда Украины.

Ознакомительный зал – это «визитка» музея в целом. В нем наглядно представлены четыре дирекции ПЖД – Днепровская, Криворожская, Запорожская и Крымская (которая, верят железнодорожники, вернется в структуру магистрали). По каждой дирекции представлена исчерпывающая информация: как создавалась, нынешнее состояние, сколько человек там работает, какие задачи стоят.

Материал подан очень живо и наглядно, а «экскурсовод» так и сыпет малоизвестными фактами:

- Во время Великой Отечественной войны центральный железнодорожный вокзал Днепропетровска был, как известно, разрушен. При его восстановлении по проекту известнейшего архитектора Душкина (который был автором проектов вокзалов еще и в Симферополе, Сочи), у И.В. Сталина возникло предложение: установить на двух башнях-колоннах главного входа в вокзал танки, которые бы символично охраняли мирную жизнь города. Но учитывая, что война завершилась, идею подкорректировали: давайте вместо танков установим паровозы! А когда прикинули вес паровозов, поняли, что колонны такой нагрузки просто не выдержат.

В этом же зале представлена часть наград и дипломов, врученных в разные годы ПЖД, наглядная карта нашей магистрали в существующих границах, модель электровоза ВЛ-8.

Уникальная коллекция моделей техники

Кстати, у любителей техники, думаю, громадный восторг вызовет знакомство с прекрасной коллекцией моделей техники, работавшей в разные годы на нашей магистрали. В музее – более 30 моделей паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов разных типов и лет. Восхищение вызывают модели первых паровозов нашей магистрали – С-100, серий В и Щ. Огромное впечатление производят паровоз ФД-20 (самая тяжелая машина тех времен, весившая 120 тонн!), бронепоезда военного времени. В зале музея №4, который посвящен периоду 1941-51 годов, бронепоездов – сразу два. Один из них украшает собой мини-диораму с севастопольским тоннелем. Как поясняет заведующий музеем, во время войны с фашистами сражалось семь наших бронепоездов, но ни один из них не уцелел…

А наиболее полно в модельном ряду представлены машины и вагоны послевоенного периода. Среди них – первый электровоз нашей дороги ВЛ-19, электровозы ВЛ-8, ВЛ-23, разные модели железнодорожной техники и тепловозов (среди них особняком стоит модель чешского ЧМЭ-3, подаренная в 1988 году руководству дороги заводом-изготовителем из тогда ЧССР). Железнодорожные умельцы максимально точно воспроизвели все детали - корпуса, колесные пары, сцепное оборудование.

Единственное исключение из этого ряда – украшающая зал создания и развития Екатерининской железной дороги модель паровоза Черепановых. Эта машина была построена в 1834 году, за полвека до создания нашей дороги, и на нашей магистрали она, разумеется, не работала. Но это – символ развития железных дорог Российской империи в целом, и в этом зале он выглядит органично.

Лучше один раз увидеть…

Рассказать даже вкратце о богатой экспозиции музея в рамках одной статьи – просто нереально. Лучше прийти сюда и воочию увидеть уникальные фото и карты территории создания дороги. В этом же зале истории создания дороги обращают на себя внимание фрагменты первых рельсов нашей дороги (изготовленные на знаменитых заводах Демидова) и старинные часы знаменитой фирмы Павла Буре, украшавшие кабинеты начальников станций Екатерининской дороги. Именно фирма Буре до революции обладала монополией на поставку часов железным дорогам.

Кстати, в следующем зале (период развития магистрали 1900-1941 годов) собрана отличная коллекция часов, которые вручались машинистам. Тем вменялось в обязанность наблюдать за точностью хода поездов, - в прежние времена по движению на железной дороге обычные люди следили за временем. В этом же зале невозможно пройти мимо старинного вокзального колокола, шикарного собрания фонарей (начиная с самых древних, со свечой внутри) станционных смотрителей и вагоновожатых, старинных компостеров, инструментов путейцев и паровозников. В каждом из залов (особенно в посвященном 1941-51 годам) собрана впечатляющая экспозиция наград железнодорожников.

Отдельно стоит сказать о прекрасной экспозиции в залах музея раритетных книг и альбомов. Среди особо ценных - 28 эксклюзивных альбомов и старинных книг по истории магистрали. Одну из них, «Отчет начальника работ по постройке Екатерининской железной дороги» (так раньше называлась Приднепровская магистраль), по праву считают жемчужиной экспозиции. Музейный экземпляр весьма редкий - в свое время таких было издано всего три.

А вот роскошный альбом, изданный в 1909 году к 25-летию Екатерининской железной дороги. В нем – более 560 уникальных фотографий и фактов, таких альбомов сохранилось считанные экземпляры. В единственном экземпляре до наших времен дошла Книга почета Сталинской железной дороги. В ней собраны фото наиболее значительных работников дороги 1940- х годов, в том числе – первого Героя Соцтруда нашей дороги Николая Тихоновича Закорко. Его судьба – удивительна. Он вышел из простой семьи, начинал трудовой путь обычным путейцем и дважды был начальником дороги – в 1938-41 и 1943-51 годах.

Раскрывая «белые пятна» истории

По словам директора музея, сотрудники музея постоянно работают над обновлением экспозиции. Прежде всего, над оригинальным фотографическим оформлением залов. Только за прошлый год музей пополнился более чем 400-ми редчайшими экспонатами. В частности, сотрудники музея кропотливо воссоздают историю магистрали в период 1900-1941 годов. В этом периоде дороги – очень много «белых пятен».

Например, только в этом музее представлен секретный военный график движения поездов 1941 года, когда Советский Союза готовился к войне.

Девять начальников дороги довоенного времени были репрессированы. Об их судьбах, о фактах развития дороги – информации очень мало, собирать ее приходится буквально по крупицам. Но сотрудниками музея была восстановлена информация не только о них, а и обо всех начальниках дороги со времени ее основания.

- Это очень кропотливая работа, - говорит руководитель музея - В частности, некоторые архивные фотографии приходится реставрировать – художник воспроизводит их по небольшим газетными вырезками.

Подавляющее большинство экспонатов музея переданы бывшими и нынешними работниками магистрали. В музее по-особому готовятся к предстоящему полувековому юбилею «хранителя памяти» нашей дороги.

В пятом зале представлены по десять стендов об истории дороги и самого музея. Это – наглядная передвижная экспозиция, которую легко собрать в путь и показать в другом городе.

- 23 октября 2018 года нашему Дорожному музею исполнится 50 лет, - рассказывает Владимир Алексеевич – К этой дате мы мечтаем кардинально преобразить музей.

Коллектив музея постоянно работает над пополнением фонда исторических экспонатов. Постоянно проводится работа по улучшению экспонирования имеющихся фондов музея. Предполагается проведение капитального ремонта парадного входа в помещения Дорожного музея с монтированием пандуса для людей с ограниченными возможностями. Ведется работа по подбору материалов по реэкспозиции двух музейных залов периодов 1951 – 1991 гг., и с 1991 года по настоящее время. Сотрудниками музея проводится научно-исследовательская, поисковая, методическая и экскурсионная работа.

Ежедневно в музей приходят люди разных возрастов и профессий. Например, за последнее время музей посетили: профессор Королевского высшего технического училища г. Стокгольма А.Б. Белоножко, бывший машинист железных дорог Голландии Вальтер Осинга, сын Героя Советского Союза бывшего работника локомотивного депо Пологи М.А. Навроцкого, руководство и педагогический состав Дорожного Центра по подготовке кадров массовых профессий, ветераны-железнодорожники и работники служб дороги. Пять дней в неделю открыт для всех желающих, здесь рады каждому гостю!

Посещение Дорожного музея ПЖД – бесплатное.

Музей работает с понедельника по пятницу с 9 до 17 часов и расположен по адресу: г. Днепр, ул. Князя Ярослава Мудрого (бывшая Ленинградская), 12.

Подробнее об организации экскурсий можно узнать по телефону (050) 990-27-43.


горожанин  (29.03.17 12:15): Все мои предки с момента строительства Екатеринославской железной дороги жили и работали на ней. Были среди них и машинисты и путейщики и в ремонтных депо.багажные раздатчики и проводники и т. д. Они участвовали в её строительстве, а затем и нашего знаменитого 2-х ярусного Амурского моста, а во время войны строили рядом с ним надводной временный мост, а старый ремонтировали. Во время войны они доставлялипод бомбежками грузы нашим войскам, во время войны наша семья с другими семьями железнодорожников были эвакуированы в Рубцовск Алтайского края. Во время эвакуации в августе 1941 года и наш эшелон попал под бомбежку фашистов.На всю жизнь запомнил как наша семья в апреле 1944 года возвращалась в город по отремонтированному Амурскому мосту,. Спасибо тем, кто сохранил эту историю нашей Приднепровской дороги! Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

copyright © gorod.dp.ua, ЧАО «Сегодня Мультимедиа»
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте