|«« | «« | »» | »»| |
Двухэтажный особняк по ул. Сечевых стрельцов (Артема), 3-А – один из самых изящных и красивых в Днепропетровске.
Здание бывшего областного кожвендиспансера несколько лет простояло отселенным и заброшенным. Но сейчас в нем кипят работы, дом реконструируется под епархиальный центр Украинской православной церкви Киевского патриархата.
…В сознании большинства жителей нашего города этот особняк ассоциируется сугубо с учреждением, скажем так, щепетильной направленности. По своей воле в кожно-венерологический диспансер никто не хотел бы попасть. Но на самом деле богатая история этого особняка присутствием в его стенах облкожвендиспансера далеко не исчерпывается.
По приятной традиции, об истории, загадках этого исторического здания нам расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович Кавун.
«Особняк Андерегга, а затем Дом Екатеринославской уездной земской управы по улице Сечевых Стрельцов (бывшая Артема), 3-а – выдающийся памятник архитектуры конца XIX века, - рассказывает Максим Кавун. - Этот дом может быть смело включен в десятку лучших зданий старого Екатеринослава. Его архитектурное оформление для своей эпохи было образцовым, очень ярко дает возможность понять эстетические вкусы элиты «столицы Приднепровья». Здание обладает также большой исторической ценностью, здесь работали и бывали многие общественные деятели Екатеринослава.
Здание построено как частный особняк в 1890-х годах. К сожалению, точная дата сооружения и имя архитектора пока точно не установлены. В архитектурном отношении здание является примером эклектики в архитектуре второй половины XIX века, когда сохраняются классические формы и структура здания, но применяется обильный архитектурный декор. Глядя на фасады особняка Андерегга, даже хочется сказать «слишком обильный декор». Ведь практически вся площадь фасадов этого здания занята разнообразными декоративными элементами. Архитектору удалось синтезировать эти элементы в целостную композицию, благодаря чему здание выглядит компактным, имеет запоминающийся архитектурный образ. Решение фасадов носит на себе признаки архитектуры Ренессанса. До постройки высотных домов особняк играл роль архитектурной доминанты. Этому способствовало расположение: он эффектно поставлен на углу улиц Полицейской (Шевченко) и Александровской (Сечевых Стрельцов).
Место, где расположен особняк – само по себе очень интересно в историческом плане. Это один из старейших исторических перекрестков Екатеринослава. Здесь уже с 1790-х годов началось распланирование кварталов и застройка по генеральному плану Екатеринослава 1792 г. работы Ивана Старова. По этому плану квартал, где ныне находится здание, должен был оставаться свободным, а застройка предполагалась только в кварталах напротив (четная сторона ул. Сечевых Стрельцов и дальше). Видимо, сказывалась близость Долгой балки, которая доходила до будущего главного проспекта и в центре которой текла довольно бурная речка. На планах города 1793 г. и 1800-х годов эти два квартала напротив показаны уже частично застроенными. А участок, близкий к балке, пустовал. Он застроился только в первой половине XIX века, скорее всего, в 1840-е годы. Так, на планах Екатеринослава 1840-1850-х годов квартал показан уже плотно застроенным, вокруг заняты домами еще несколько кварталов.
Перекресток, на который выходит особняк Андерегга, смело можно назвать уникальным. Ведь все дома, смотрящие на него, никак не моложе ста лет. А это сегодня очень редко можно встретить в Днепропетровске. Трехэтажный внушительный дом с аптекой Стефановича (ул. Сечевых Стрельцов, 3) – почти ровесник особняка Андерегга, возведен в первые годы XX века. Напротив – двухэтажный дом с мезонином (ул. Шевченко, 36), особняк Приходько, построенный в середине XIX века, один из старейших домов Екатеринослава. Двухэтажный дом с кафе (ул. Сечевых Стрельцов, 4), самый «простой» в архитектурном отношении на этом перекрестке, но тоже ветеран – построен в 1870-1880-х годах. Особняк Андерегга, конечно, самый изысканный в архитектурном отношении здесь.
Владелец особняка Фердинанд Георгиевич Андерегг – известный екатеринославский предприниматель второй половины XIX века, немецкий подданный. Известен как владелец кирпичного завода. В 1902 г. на кирпичном заводе Андерегга в Жандармской балке (Долгая, Красноповстанческая) работало 165 человек. Кирпич Андерегга с клеймами «F. A» и «Андерреггъ» популярен среди коллекционеров екатеринославского кирпича. А в 1910 г. Андерегг проживал в Одессе, был членом местного общества «Просвіта» и после его запрещения стал главным основателем культурно-политической организации «Украинский клуб». На квартире Андеррегга по ул. Новосельского, 65 в Одессе 11 (24) апреля 1910 г. даже состоялось учредительное заседание организации из 58 человек, а затем там размещалась ее канцелярия. Дальнейшая судьба строителя особняка доподлинно не выяснена.
Дочь Фердинанда Андерегга – Елена Фердинандовна (1920-2008) стала известной советской и российской актрисой театра и кино. Она обладала поистине аристократической красотой, и с таким внешним типажом не претендовала на первые роли в советском кино, но часто снималась. Родилась она уже не в Екатеринославе – в 1920 г. во Владикавказе, в страшную эпоху гражданской войны. Почти вся её жизнь связана с Санкт-Петербургом (Ленинградом). Здесь она окончила школу пластического танца, театральный институт. Пережила блокаду, работала во фронтовой бригаде. Служила в Большом драматическом театре (1943-1947), в театре Комедии (1950-1956), Драматическом театре имени В.Ф. Комиссаржевской (1956-1970), театра-студии киноактера при Ленфильме (с 1970 г.). Дожила до очень преклонного возраста. Снималась в художественных фильмах «Табачный капитан» (1970), «А вы любили когда-нибудь?» (1973), «Еще не вечер» (1974) и других.
Двухэтажный особняк на высоком цоколе сравнительно небольшой, компактный по объему, первоначально имел примерно равные по длине фасады на двух улицах. Однако дом известен благодаря впечатляющему масштабу декора на фасадах. Здание украшают фигурные ниши, колонны и пилястры, розетки и гирлянды, каменные мужские и женские фигуры. Если сравнить объем особняка и его насыщенность декором, то особняк можно назвать настоящей энциклопедией екатеринославской архитектуры рубежа XIX–XX веков.
Окна и двери первого этажа украшают пилястры и полуколонны смешанного ордера. Стволы у них на две трети дорические (украшенные бороздками – каннелюрами), а вот капители (завершения) выполнены в самом пышном коринфском ордере. Между первым и вторым этажами размещен пояс вычурного декора, здесь выделяются розетки, не все из них сохранились. Обращает на себя внимание мощная рустовка здания на высоту обоих этажей на большей части фасадов.
Угловая часть здания акцентирована скошенным фасадом. Когда-то на вершине помещалась небольшая башенка, уничтоженная во время войны. Подобные башенки украшали угловые части по краям фасадов здания на обеих улицах. Еще часть элементов декора была также уничтожена в середине XX века. Это несколько фигурных наверший над окнами второго этажа. Одно из них располагалось над полуциркульным мансардным окном над вторым этажом по фасаду на ул. Сечевых Стрельцов.
Очень хотелось бы, чтобы эти башенки и навершия были восстановлены при реконструкции здания как важнейшие композиционные элементы.
Если посмотреть на угловую скошенную часть здания, то мы увидим на первом этаже полуциркульное окно. Второй этаж украшен балконом, над которым расположен фигурный картуш для вензеля. А нишу на втором этаже обрамляют две поясные кариатиды. Кариатиды – это женские фигуры, маскирующие несущие конструкции зданий. Этот архитектурный прием используется, начиная с Древней Греции. Статуи кариатид обычно использовались для поддержания портиков и балконов. В особняке Андерегга кариатиды – всего лишь декоративный элемент. Всего в Днепропетровке сохранилось только пять зданий с кариатидами разных типов, и одно из них – особняк Андерегга.
Есть на фасаде и одинокая полноростовая женская фигура. Это статуя, стоящая в нише второго этажа со стороны ул. Сечевых Стрельцов. Статуя красивой молодой женщины застыла в изысканной позе. Но её функция до сего времени не выяснена: кого она изображала, какой смысловое значение несла. Возможно, что первоначально эта статуя была и не одинока: другие пустующие ниши на фасадах, вполне возможно, также были украшены скульптурами. Единственная уцелевшая женская фигура в нише сохранилась не очень хорошо, отсутствует рука, частично стерлись черты лица. Даже невооруженным взглядом видно, что статуя нуждается в скорейшей реставрации.
Интересен особняк Андерегга и «мужским» декором. Над окном второго этажа, помещающимся над входной дверью, помещена большая фигура Тритона – мифологического существа. Верхняя часть – голова ребенка, нижняя – хвост рыбы. А два окна второго этажа на фасаде по ул. Шевченко декорированы тремя головами мохнатых сатиров. Сатиры – мифологические существа в культуре Древней Греции, полумужчины-полукозлы, символы разнузданного веселья и похоти.
Сохранились отрывочные сведения, что первоначально здание особняка Андерегга украшали даже… две скульптуры львов. В книге Г.И. Гуляева, В.И. Большакова, В.С. Мороза «Очерки истории Екатеринослава» (2007) помещена информация, что «Вход в него охраняли два небольших лежащих льва, которых убрали в начале 1950-х годов». К сожалению, эти львы исчезли в неизвестном направлении, а город потерял еще одну достопримечательность. Изображений этих львов пока не обнаружено.
Балконы особняка украшают фигурные решетки. Еще недавно сохранялась последняя секция решетки дворовой ограды здания со стороны ул. Сечевых Стрельцов. Однако осенью 2013 г. эта решетка была выломана, и видимо, отправилась в пункт сдачи металлолома.
Все эти декоративные элементы – типичны для Екатеринослава и часто встречаются еще на фасадах домов в старых кварталах. Но в особняке Андерегга все они представлены ярко, сочно, так сказать, в «эталонном» варианте.
Еще одна «изюминка» здания – это его входные двери, которые входят в десятку лучших из сохранившихся дверей старого Екатеринослава. Двухстворчатые двери выполнены в стиле рококо и украшены множеством декоративных элементов. Каждая створка дверей визуально разделена на три части, которые акцентированы геометрическими и растительными украшениями. Сохранилась даже плитка, выложенная на ступеньке перед дверьми. К сожалению, двери грубо выкрашены обычной краской в бордовый цвет и нуждаются в реставрации.
Двери ведут внутрь особняка, где до сих пор сохраняются уникальные интерьеры: лестница и несколько залов. По сохранности интерьеров екатеринославской эпохи особняк Андерегга может соперничать только с особняком Пчелкина (1898 г., архитектор Д.С. Скоробогатов, пл. Успенская, 5), где сохранились три зала. В особняке Андерегга чудом сохранилась уникальная лепнина нескольких залов и лестницы. Здесь в оформлении тоже использована антропоморфная скульптура: оконный проем на лестнице украшает женская голова, а вход в один из залов украшают два миниатюрных атланта – мужские фигуры, похожие на ангелов. Потолки покрыты десятками растительных гирлянд.
В 1904 г. особняк сменил владельца: его приобрела Екатеринославская уездная земская управа, которая и размещалась здесь до революции. В 1912 г. новый хозяин пристроил к зданию обширный корпус, равный по объему «старому» фасаду со стороны ул. Полицейской (ныне Шевченко). Новый корпус пристроен в стиле модерн, самом модном в предреволюционные годы. Архитектора пристройки довольно скромна и не соперничает с основным фасадом здания.
Екатеринославская уездная земская управа – представительский орган местного самоуправления второго порядка. Земства в Российской империи создавались, начиная с 1864 г. В Екатеринославской губернии земские органы впервые были сформированы в 1866 г. и существовали до установления Советской власти. Наряду с Губернским земским собранием и его Управой (отдаленный аналог современного областного совета и исполкома), существовали и уездные земские собрания и их Управы (аналог райсовета и райисполкома).
Уездная управа охватывала территорию Екатеринославского уезда – это примерно половина территории современной Днепропетровской области на правом берегу Днепра, от современного Днепропетровска до Никополя и Марганца. Земства занимались, прежде всего, социально-экономической, инфраструктурной и культурной сферами на вверенной им территории. В частности, это были вопросы продовольственного обеспечения, строительства дорог и мостов, медицинского обслуживания, развития системы образования, школ и библиотек.
В этом небольшом здании вершились в начале XX века судьбы населения на четверти территории современной Днепропетровской области. Дом посещали многие исторические личности Екатеринослава. Большинство их сейчас забыто, а в начале XX века это были настоящие «хозяева» региона.
Заседал здесь и Владимир Федорович Малама (1841-1909), видный общественный деятель гласный (депутат) уездного земства, бывший в 1881-1896 годах уездным предводителем дворянства. Род Малама – греческого происхождения, считался одним из самых влиятельных в Екатеринославской губернии. Владимир Малама прославился как меценат: он был опекуном Мариинской и классической гимназий, губернской земской больницы и других учреждений.
А «главным человеком» в здании Уездного земства после Фердинанда Андерегга и до революции 1917 г. являлся Сергей Альбертович Бродницкий – крупный общественный деятель. Двадцать пять лет (!) он был главой Екатеринославской уездной земской управы в 1893–1917 годах, и двадцать лет работал гласным городской Думы в 1897–1917 годах. Его отец был Екатеринославским губернским архитектором. Старший брат Леонид Бродницкий также стал архитектором, построил Аудиторию Комиссии народных чтений (1896, ул. Половицкая, 5), дом Д.И. Яворницкого (1905) и другие известные здания. Возможно, он имеет отношение к реконструкции особняка Андерегга.
Сергей Бродницкий окончил Харьковский университет, в Екатеринославе занимался общественными делами: возглавил Комиссию народных чтений, выступал за развитие земской прессы, способствовал основанию Екатеринославской ученой архивной комиссии. С.А. Бродницкий был большим другом Д.И. Яворницкого и главой Совета Музея имени Поля (ныне Днепропетровский национальный исторический музей имени Д.И. Яворницкого). Бродницкий входил в состав комиссии по постройке здания Музея Поля, был активным сторонником строительства. В результате здание было построено в 1904-1905 г. (ныне старый корпус исторического музея). С.А. Бродницкий умер в Екатеринославе в период Гражданской войны при невыясненных обстоятельствах.
Даже в последние годы старого Екатеринослава перед революцией 1917 г., когда появились десятки новых зданий, «небоскребов» (3-5 этажей), изящное здание Уездной земской управы по-прежнему считалось одним из лучших архитектурных украшений города. В справочном календаре «Весь Екатеринослав» на 1913 г. ему был посвящен отдельный абзац: «Дом Уезднаго Земства. Это одно из самых изящных общественных зданий. Это грандиозная постройка снаружи и великолепная внутри. Особенно изящен нижний этаж и центральный зал, где происходят заседания уездных гласных. Стены и потолки всего нижняго этажа украшены лепными работами. Весь дом, как снаружи, так и внутри, носит характер уютнаго уголка. В 1912 году дом увеличен вдвое новой пристройкой».
После революции, когда земства закрыли, а их активные деятели в основном были репрессированы, зданию Уездной управы нашли новое применение. В 1922 г. здесь открыта венерологическая поликлиника, с 1923 г. – губернский (затем областной) кожно-венерологический диспансер. В 1932-1941 годах вендиспансер был филиалом Украинского научно-исследовательского кожно-венерологического института. Вендиспансер занимал здание до 2013 г. Также здесь находилась профильная кафедра медицинской академии. За XX век здание, в принципе, неплохо сохранилось – и фасад, и интерьеры.
Однако в девяностых годах XX века, на фоне всеобщего кризиса, стали проявляться признаки разрушения декора особняка Андерегга. Постепенно отламывались детали капителей колонн, части скульптур, декоративные розетки. Сегодня здание в крайне запущенном состоянии, нуждается в реконструкции», - завершает свой увлекательный рассказ Максим Кавун.
Очередная страница истории этого интереснейшего здания пишется сейчас буквально на наших глазах. Всего несколько недель назад было заявлено, что в этом особняке разместится епархиальный центр УПЦ КП, и теперь в здании идут ремонтные работы. Их темпам приходится только удивляться. Строители споро меняют прогнившие оконные проемы, двери, восстанавливают внутренние интерьеры, среди которых особого внимания и восхищения заслуживает богатая лепнина.
Но пока епархия УПЦ КП, похоже, не очень стремится афишировать эти работы. Секретарь Днепропетровской епархии УПЦ КП протоиерей Виталий Лопушанский говорит следующее:
- В настоящее время идут подготовительные работы, ремонт внутренних помещений здания. Тем временем мы разрабатываем комплексный проект реконструкции. В ходе нее будет полностью сохранено и само здание, и его декоративные элементы. Проект будет представлен в течение месяца, работы планируем завершить к концу этого года.
Его короткое пояснение завершилось пожеланием пока не афишировать ход работ. Тем не менее, отправляюсь к знаменитому зданию. В нем работает не меньше двадцати человек. Парадный ход особняка загорожен решеткой, уникальные двери с него сняты на реконструкцию. Возле служебного входа – гора строительного мусора, демонтированных старых прогнивших оконных рам, досок, камней.
Бригадир рабочих, представившийся Игорем, любезно позволяет мне осмотреть внутренние помещения, сопровождая меня и поясняя картину. Увиденное – приятно удивляет.
Похоже, новые собственники к реконструкции исторического здания относятся бережно. Полностью заменены на новые оконные рамы. Но этот шаг оправдан – старые (часть из них еще не вывезена, я могу оценить их вид) были полностью прогнившие и не представляли исторической ценности, они явно были установлены в советское время.
- Заменены будут и некоторые двери, установленные тоже в советскую эпоху и пришедшие в негодность, - добавляет Игорь. – А вот самые ценные двери дореволюционной поры будут реконструированы и сохранены. Сохраняется и восстанавливается весь декор, лепнина, внутренние интерьеры здания. Простенки, красивая лестница – в нормальном состоянии. Гораздо большего внимания требует лепнина и межэтажные перекрытия. Например, потолок главного зала (где, как предполагается, будет кабинет управляющего епархией) от протекания кровли обвалился. Потолок был восстановлен и на нем полностью восстановлена красивая лепнина, - показывает мой сопровождающий на сияющую белизной красоту.
В одном из соседних залов вижу, каким трудным было изначальное поле работ. На прогнившем и отсыревшем потолке следы лепнины едва заметны. Рабочие все зачищают, чтобы потом восстанавливать лепнину по сохраненным фото и чертежам.
По словам рабочих, после завершения внутренних работ и согласования проекта реконструкции дело дойдет до реставрации внешнего облика здания. Его вид и декоративные элементы будут полностью сохранены.
Остается только порадоваться тому, что красивейший особняк с уникальной историей будет сохранен.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Возможно выбор здания УПЦ неслучайный.
Обратите внимание на Орденский крест на новой вывески. Ответить | С цитатой
P.S. Грамматические тех. ошибки не в счёт :) Ответить | С цитатой
Это же продолжение арочного стиля первого этажа. Ответить | С цитатой