Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ІСТОРІЯ МІСТА

История костела Св. Николая в Каменском (Днепродзержинске)


Костел у Кам'янскому (Дніпродзержинськ)

Кам'янське (Дніпродзержинськ). Костьол Св. Миколая

Кам'янське (Дніпродзержинськ). Костьол Св. Миколая

Дніпродзержинськ. Костьол Св. Миколая

Дніпродзержинськ. Костьол Св. Миколая

Дніпродзержинськ. Костьол Св. Миколая

Дніпродзержинськ. Костьол Св. Миколая
Римско-католическая община Каменского прихода обязана своим возникновением строительству в селе Каменское Днепровского завода. Католики здесь на 90 или более процентов состояли из лиц польской национальности. В середине 1890-х годов в Каменском проживало уже 1500 польских семей. И директор завода Игнацио Ясюкович, сам римо-католик, взял на себя инициативу постройки в селе Каменское католического храма.

Исходя из этических соображений и принимая во внимание, что действия «поляков» местная общественность рассматривает «сквозь увеличительное стекло», Игнатий Игнатьевич, упреждая возможное недопонимание и негативную реакцию, принимает решение построить вначале именно православную церковь, а потом уже и католический костёл.

В 1895 году на довольно обширном участке вблизи заводской больницы началось строительство "Каменской приходской церкви во имя Святителя Николая" или попросту костела, ставшего гордостью всего Каменского. Проектировать костел и наблюдать за его постройкой Игнацио Ясюкович пригласил 36-летнего архитектора Мариана Хорманского.

Ясюкович предложил Хорманскому попробовать себя в неоготическом стиле. Мариан Хорманский предложение принял и выдвинул идею строительства костела по типу готических соборов средневековья. Костел должен был представлять собой сооружение базиликального типа с двумя 33-метровыми башнями по восточному фасаду, а с высоты птичьего полета видеться лежащим на земле в форме латинского креста. Значительное внимание в архитектуре здания Хорманский уделил главному фасаду, где расположен портал центрального входа с двумя "готическими" дверями, украшенными деревянной резьбой и элементами художественной ковки. Над центральным входом приковывало взгляд огромное арочное окно с вписанными в него четырьмя более мелкими стрельчатыми окнами, оно превосходило по площади двойные входные двери. Средняя часть фасада завершалась выразительным треугольным щипцом с крестом над ним. А большие кресты над двумя башнями, сделанные из черного металла, как бы плыли в небе над костелом. Дождевая вода разбрасывалась от башен через водосточные трубы, выполненные в виде горгулий - в готической архитектуре рыльце водосточной трубы в образе фантастической фигуры.

Через четыре боковых шестиметровых стрельчатых окна и двадцать семь малых окон-бойниц костел наполнялся светом, а идущий по специальным водонагревательным каналам, проложенным в толще стен, воздух - давал тепло, струящееся от печи, расположенной под костелом и вмещающей 5 кубических метров дров.

Строительство Каменского костела, сложенного из желтого киевского кирпича и рассчитанного на одновременное посещение пятисот прихожан, продолжалось более двух лет и завершилось в 1897 году. На стене была привинчена белая мраморная доска с надписью, гласившей, что Каменская Приходская церковь во имя св.Николая сооружена в 1895-97 гг. по инициативе директора-распорядителя Днепровского завода Игнатия Ясюковича на средства рабочих и служащих Днепровского завода при участии Металлургического Общества.

Фигурами, установленными на самом почетном месте - в алтарной части у большого распятия - стали святые Николай и Варвара. Фигура св. Николая, как и фигуры святых Казимира, Варвары и Антония, относится к так называемым полихромным скульптурам, расписанным серебро- и золотосодержащими красками ("золотой лак").

Истинным шедевром Стадницкого стала вырезанная из липы фигура Иисуса Христа на кресте. Распятие располагалось в центре резной деревянной алтарной части, которая своими очертаниями повторяла очертания башни костела. Не менее замечательной была и фигура Христа в гробу, выполненная, как и Распятие, в натуральную величину, но изготовленная из гипса. Христос, лежащий чуть на боку, прикрыт пеленами. Гроб с телом Иисуса Христа, закрытый стеклянным колпаком, устанавливался в малом алтаре Сердца Иисуса. Его охраняли две фигуры римских стражников в шлемах и с копьями. Все пространство около гроба украшалось цветами, зажигались свечи, и выставлялась монстранция.

В 1902 году в костеле затеяли крупный ремонт. Печное отопление с использованием воздухонагревательных каналов заменили на паровое, а крышу покрыли оцинкованным кровельным железом. Ремонтные работы, проводимые за счёт Днепровского завода, были перенесены вовнутрь костела, где вновь покрасили и расписали стены. На куполе главного алтаря был изображен Иисус Христос, а на стенах справа и слева от главного алтаря - Моисей в красной мантии со скрижалями с заповедями, а с другой стороны - царь Давид, играющий на лютне.

Деревянную ограду заменил капитальный кирпичный забор с кованой решеткой в готическом стиле. На крыше костела над главным входом установили статую Девы Марии, которая своей рукой будто приглашала людей войти в святыню. И еще одна изящная башенка-сигнатюрка украсила крышу над алтарной частью храма. Перед костелом, за входными воротами разбили уютный сквер, а во дворе высадили кустарники и цветы. В глубине двора находилось здание, где жил органист, в его высоченном зале проводились спевки костельного хора под сопровождение фисгармонии. В другом конце двора, за оградой, располагалось плебане - дом священника, в который можно было попасть как со стороны костела, так и с прилегающей улочки, отделявшей костельный двор от заводской больницы.

К Каменской римско-католической церкви, которая вплоть до 1905 года считалась филией Ямбургского прихода, причислялись уже Верхнеднепровск, завод Корбино и станция Запорожье-Каменское. И хотя костел св. Николая мог вместить до 500 человек, частенько людей приходило столько, что часть их оставалась вне храма. При костеле открыли библиотеку, и каждый прихожанин мог взять книгу для души. Освящение Каменского костела состоялось 25 сентября 1905 года.

После установления Совесткой власти фактически Каменским приходом управляли из Екатеринославского Губисполкома. На каждую общину Отделом культа заводилась специальная анкета. Вот что записали в отношении Каменского римско-католического прихода: Анкета здания: дата постройки - 1897, арх. Хорманский, община существует с 1888 г. Количество прихожан: до 1917 г. -7 тыс. человек, 1923 г. - 427, 1924 г. - 518 (поляки, русские, белорусы, прибалты, чехи), рабочие, почти все грамотные. 11.XII - 1923 г. - перерегистрация. Средства - из добровольных пожертвований и кружечного сбора по воскресным и праздничным дням.

Каменской райисполком протоколом №18 от 5-го июля 1924 принял решение о взимании арендной платы за землю, находящуюся под постройками церквей и других молитвенных домов. Арендную плату установили по городу в размере 20 копеек с квадратной сажени, площадь надлежало исчислять с участка, обнесенного оградой. Иными словами, католическая община Каменского, в распоряжении которой находилась территория площадью около 500 квадратных сажень, обязана была ежегодно вносить в казну почти 1000 рублей наличными.

Второго июня 1925 года Екатеринославским Губадминотделом зарегистрирован Устав Римско-католической имени Св.Николая Общины, который был вынужден подписать ксендз Томашевский. Согласно пункта второго Устава из раздела "Задачи общества" - "Римско-католическое им. Св. Николая религиозное общество... управляет имуществом, полученным по договору от местных органов Советской власти". Этим пунктом органы Советской власти недвусмысленно намекали, кто является истинным владельцем имущества, принадлежавшего каменским католикам.

В конце 1928 года количество прихожан Каменского костела упало до 118 человек.

1 декабря 1929 года вышло постановление президиума Окружного исполкома Украины о закрытии в г. Каменском православного собора, костела, синагоги и кирхи. Согласно того же решения в конфискованных помещениях костёла постановлялось открыть польский клуб.

Костёл был отобран у католиков, а имущество вывезено ранним утром 12 декабря 1929 года.

В Советские времена в костёле размещались военкомат, автомойка и прочие учреждения.

В 1990 году в Днепродзержинском горсовете создана инициативная группа по спасению костёла. В 1991 году возобновлены богослужения. В 1992-1999 году настоятелем костёла был ксёндз Мартин Янкевич. Костёл отреставрирован к 100-летию в 1997 году при содействии Днепродзержинского горисполкома и Днепровского металлургического комбината. С 1999 года настоятель костёла – монах-капуцин Блажей Суска.

По материалам:
Слоневский А., «Жизнь. Смерть. Воскресение»,
Днепропетровск, 2002 г.

Історія міста:

» Теми про місто:
- Архітектура
- Символіка міста і області
- Замітки про місто
- Історія міста
- Історичні карти
- Історія міського транспорту
- Відомі люди міста
- Історичний календар
- Місто по шматочках


copyright © gorod.dp.ua
Усі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Про проект :: Реклама на сайті