Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Гений места. Иордань на Днепре. Как встречали Крещение в старом Екатеринославе


Вид на Успенскую церковь

Успенская церковь

Успенская Церковь

Общий вид на Успенскую церковь и наплавной мост

Троицкая церковь

Троицкая церковь
С чем ассоциируется у нас сегодня православный праздник Крещения Господня? Выражение «крещенские морозы». Святость и необыкновенная чистота воды, взятой из источника в этот день. Согласно поверьям, даже вода, льющаяся из обычного водопроводного крана на Крещение, обладает особой силой, и целый год остается прозрачной и чистой. После десятилетий борьбы с религией постепенно как-то затушевался сам смысл праздника и связанные с ним обряды. Интересно вспомнить факты из жизни старого Екатеринослава, связанные с праздником Крещения.

Что такое «Иордань»?

Сегодня въезд на «Новый» мост из центральной части Днепропетровска проходит по улице Коцюбинского. Мало кто сейчас помнит, что старое название улицы – Иорданская. Что за Иордан на Днепре? Река Иордан находится в Палестине, в новостях постоянно говорят о «Западном береге реки Иордан» – спорной территории между Палестиной и Израилем. А ведь связь действительно существует. Иорданской улица в Екатеринославе стала из-за того, что в самом ее конце, в реке Днепр устраивали на праздник Крещения прорубь – «Иордань».

Иордань – место на реке, где освящается вода в праздник Крещения Господня, в России так именовалась особая прорубь, вырубленная для праздничного освящения воды. Называли ее так в честь той самой реки Иордан в Палестине, в водах которой Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа.

Обряд водоосвящения с устройством Иордани неукоснительно соблюдался не только в Екатеринославе – во всех русских городах. Над Иорданью всегда сооружалась постройка, имевшая вид часовни, над которой водружался крест. Внутри были изображения библейских сцен, и, прежде всего, крещения Иисуса Христа. После ритуала водоосвящения вода в реке почиталась священной, ее набирали и относили домой, кропили углы в домах, поили немощных и больных.

Праздник Крещения 6 (19) января

Этот праздник – из числа двенадцати наиболее важных в православной церкви. Он завершает рождественский цикл праздников, который в наше время сопровождается празднованием Нового года. Таким образом, сохраняется память о том, как Иисуса Христа крестил в водах реки Иордан Иоанн Креститель. В народе праздник этот называется еще и Богоявление. Потому что якобы во время крещения Христа бог – дух святой сошел с небес в виде голубя. На Руси праздник Крещения совпал по времени с периодом окончания святочных славянских празднеств. Именно поэтому в обряде празднования тесно переплелись народные, восходящие к язычеству, обряды и библейская символика.

Крещенские обряды освящения воды подчеркивают ее очистительную силу. Главным мероприятием празднования всегда был обряд «великого освящения воды на Иордане». Он совершался в храме, затем проводился крестный ход и водоосвящение на реке. В крещенских празднествах всегда участвовала масса горожан, а крестный ход и обряд водоосвящения были одним из излюбленных и запоминающихся праздничных мероприятий. В Екатеринославе основной обряд проводился, естественно, в реке Днепр.

Обряд освящения воды в реке Днепр

С какого же времени начал проводиться обряд водоосвящения на Днепре (в первую очередь, в праздник Крещения) в Екатеринославе? Есть основания считать, что появился этот обряд уже в самый ранний период истории города, в 1790 – 1810-х гг. Уже в начале строительства города на Днепре стали очевидными трудности с быстрой застройкой нагорной части (освоена в целом только к началу ХХ в.). Основная застройка нового города сконцентрировалась в нескольких кварталах в низинной приднепровской части.

Духовными центрами нового города стали две церкви – Троицкая и Успенская (сначала деревянные, а затем каменные). Они играли роль главных сооружений города вплоть до постройки Преображенского собора (1835 г.). Но и после этого они сохранили свое значение. Церковь Казанской Божьей Матери на месте современной Троицкой фиксируется с 1790-х гг. Около 1845 г. (называются разные даты – 1845, 1846, 1849 гг.) на ее месте была выстроена каменная церковь, а немного позднее пристроена колокольня (ныне Троицкий кафедральный собор). Деревянная Успенская церковь была заложена 31 августа 1796 г. В 1839 – 1850 гг. восточнее ее была построена каменная Успенская церковь (в перестроенном виде сейчас – городская больница № 10).

Обряд проведения крестного хода и водоосвящения на р. Днепр должен был проводиться с самого появления первых храмов Екатеринослава (конец XVIII – начало XX вв.), и обязательно в низинной части города. Потому что собор на «горе» не был построен, сама «гора» оставалась полупустынной и застраивалась до середины ХХ в.

Где же проводился обряд водоосвящения?

Владимир Машуков, автор очень ценных «Воспоминаний о городе Екатеринославе (1887 – 1910 гг.)», пишет: «Иорданская улица получила название, вероятно, от совершаемых по ней крестных ходов из Успенской церкви для водоосвящения в реке Днепр: 6 января; в день преполовения пятидесятницы и 1 августа. Жителями этой улицы являются преимущественно евреи и одно время было даже предположение совершать постоянное водоосвящение в рукаве Днепра, против Бураковского (ныне Богомоловского) острова, но прохождение между деревьями по узким, извилистым дорожкам Потемкина сада и крутой спуск к нижней части сада оказались слишком неудобными для следования крестного хода». Дальше он пишет: «В 1899 году 1 августа сюда был совершен крестный ход из кафедрального собора и воду освящали на берегу Потемкина сада между водокачкой и архиерейским садом». В современной географии Днепропетровска Потемкинский сад – это парк Шевченко; район против острова – район ресторана «Маяк», а «между водокачкой и архиерейским садом» – это район Набережной возле современного Мерефо-Херсонского моста.

Как видим, трудности перехода вынудили перенести место проведения обряда и окончательно закрепить его в нижней части города. К началу ХХ в. обряд водоосвящения прочно закрепился в нижней части Екатеринослава.

В каком именно месте проводился обряд? Сопоставляя данные планов Екатеринослава, можно прийти к выводу, что водоосвящение с самого начала проводилось именно на берегу Днепра в месте выхода улицы Иорданской (Коцюбинского). Уже в начале XIX в. проходит интенсивная застройка нижней части Екатеринослава. Причем прибрежные участки застраиваются преимущественно мелкими промышленными предприятиями и разнообразными (преимущественно, лесными) складами. К середине XIX века Екатеринослав, изначально планировавшийся как «открытый к реке» город, окончательно «отгородился» от Днепра. (Эту ситуацию исправили только в середине ХХ века, после строительства грандиозной Набережной).

Единственный неизменный «просвет» в прибрежной застройке оказался в квартале современных улиц Миронова и Коцюбинского. Он остается свободным на всех планах города XIX века. По генеральному плану Екатеринослава 1817 г. (архитектор Вильям Гесте) именно здесь запроектировали обширную площадь. С течением времени застройка приднепровской территории уплотнялась. «Лесная площадь» к северо-западу от «Иордани» также постепенно застроилась, а «просвет» по-прежнему оставался свободным. Топоним – название улицы – «Иорданская» встречается первый раз на плане 1885 г. и с тех пор проходит на всех планах города. В 1897 г. сюда провели трамвайную линию «Вокзал – Иорданская».

Крестный ход на Крещение в 1914 г

Крестный ход – это торжественное шествие с хоругвями, иконами и другими святынями, в честь какого-либо события. Крестные ходы обязательно проводятся на Пасху и на Крещение, но могут проводиться и в других случаях, для поклонения местным святыням. Источники сохранили нам описание праздника Крещения – крестного хода и обряда водоосвящения в р. Днепр в Екатеринославе в 1914 г.

Еще накануне праздника местные власти закрыли увеселительные и развлекательные учреждения. В прессе объявили, что 6 января в 9 часов утра в Успенской церкви будет совершаться божественная литургия, а затем состоится крестный ход на Днепр с освящением воды. Все духовенство должно было явиться в Успенскую церковь в желтом облачении.

А за день перед этим, 5 января, в так называемый крещенский сочельник, в 9 часов утра и в 5 часов вечера в архиерейской Крестовоздвиженской церкви (до наших дней не сохранилась) епископ Екатеринославский и Мариупольский Агапит провел особую литургию св. Иоанна Златоустого, вечерню, освящение воды и утреню.

6 января в 9 часов утра епископ Агапит в Успенской церкви торжественно совершил литургию Святого Василия Великого. Ему помогали ректор местной духовной семинарии, настоятель Успенской церкви, ключарь кафедрального Преображенского собора, масса священников Успенской и других церквей Екатеринослава. Участвовали два хора певчих: архиерейский и Успенской церкви.

И вот в 11 часов утра возле Успенской церкви сошлись крестные ходы из Воскресенской, Троицкой, Вознесенской и других церквей. Окончив литургию, епископ преосвященный Агапит с крестом в руках начал крестный ход. Пел хор певчих, звучал колокольный звон и духовой оркестр играл мелодию «Коль славен» (так же звучали тогда куранты на Спасской башне Московского Кремля). Хор прошел по Иорданской улице на реку Днепр. Здесь, на берегу, уже была специально выстроена палатка, украшенная национальными флагами и елками, задрапирована белой тканью. Владыка в сопровождении высшего духовенства совершил освящение воды. Когда епископ погрузил святой крест в воду, произвели троекратный салют из пушек.

Пока крестный ход шествовал от Успенской церкви по Иорданской улице до р. Днепр, его сопровождали войска местного гарнизона. Вся Успенская площадь и прилегающие улицы заполнили толпы народа. На крещенском богослужении и обряде водосвящения присутствовали екатеринославский губернатор В.А. Колобов, вице-губернатор И.А. Титищев, советники и чиновники губернского правления, городской полицмейстер подполковник П.У. Метленко, городской голова И.В. Способный, гласные городской думы и многие другие «начальствующие лица города как военного, так и гражданского ведомства». После окончания богослужения на площади возле Иордани состоялся парад войск местного гарнизона. Епископ Агапит окропил войска и отбыл в свою резиденцию и архиерейский храм.

После праздника Крещения екатеринославский губернатор особо поблагодарил полицейские чины за поддержание в городе должного порядка во время крестного хода.

Таким было празднование Крещения в последний «относительно спокойный» год Российской империи. Через несколько месяцев началась Первая Мировая война, а через три года не стало и самой Российской империи.

Новые времена. Конец Иордани. Набережная.

В сложный период революционных катаклизмов 1917 – 1921 гг. место для обряда водоосвящения могло варьироваться в зависимости от изменения обстановки в городе. Так, например, в «Дневнике Анатолия Стародубова» (издан в 2001 г. под названием «Записки очевидца» в 2-х книгах) информация об обряде водоосвящения «на Иордане» в дневнике за 1918 – 1921 годы отсутствует.

После установления советской власти, обряд водоосвящения в реке Днепр в районе Иорданской улицы какое-то время продолжал проводиться. С 1922 г. в дневнике А.Ф. Стародубова снова появляются записи о водоосвящении «на Иордане», т.е. на берегу Днепра в конце Иорданской улицы (современная Коцюбинского). «1922 год. Крещение. Погода морозная. Ходил в Троицу, где служил Агапит. К концу обедни сюда стали собираться крестные ходы из всех церквей. После обедни под колокольный трезвон пошли на Иордан. Когда стали освящать воду, лед трещал. На Днепре вырубили из льда крест и насадили сосен. После водосвящения красноармейцы стали палить из ружей, выпустили голубей». В 1923 г.: «На Днепре были устроены изо льда 4 ледяных подсвечника с сосульками вместо свечек и были насажены елки в ледяные подставки». Последний раз Анатолий Стародубов упоминает о крестном ходе и об Иордани в 1926 г.

А потом началась принципиально иная эпоха – борьба с религией и ее «пережитками». Сначала не повезло хоральной синагоге – ее закрыли в 1929 г. (с 2000 г. она вновь функционирует под названием «Золотая Роза»). Успенскую церковь закрыли в 1936 г., но сейчас увидеть ее пять куполов и высокую колокольню уже невозможно. Их разобрали, от здания оставили только кирпичную коробку, тут разместили городскую больницу № 10. Больница здесь и сейчас. Если въезжать на мост, здание видно по правую сторону.

Сама улица Иорданская получила в 1923г. имя украинского писателя Михаила Коцюбинского. Колорит местности стал отходить в прошлое при активном участии советской власти. Во второй половине 1930-х гг. в этом месте провели работы по строительству первого участка днепровской набережной. Вторая очередь Набережной появилась с конца 1950-х гг. В 1944 г. соорудили деревянный мост (на месте Центрального). Центральный (т.н. Новый) мост открыли в 1967 г. к «50-летней годовщине Великого Октября». Линия моста прошла как раз на месте бывшей Иордани. В 2005 г. этот участок Набережной капитально реконструирован: полностью переложена плитка, заново обустроены бульвары, сооружены фонтаны на Набережной и в самом Днепре, поставлены скульптуры. Участок Набережной напротив цирка, где проводилось водоосвящение в старом Екатеринославе, сейчас занимают различные развлекательные учреждения (кафе, рестораны).

***

Однако история Иордани на этом не заканчивается. Вполне возможно, что традиция крестного хода изо всех церквей города на Днепр и проведение обряда водоосвящения в праздник Крещения может возобновиться. Для этого нужен только интерес и память о традициях.

Максим Кавун


Предоставлено: Недвижимость в движении

История города:

Павлоград, спорудження мосту через річку Вовча,
1941
Автор: Франко Поцці
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте