Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Днепропетровский характер: что это?

Во время существования и после распада СССР долгое время была расхожей фраза: «История делится на три периода — допетровский, петровский и днепропетровский». Она подчеркивала ту роль, которую занимали выходцы из нашего региона в управлении «последней империей».

Хотя в последнее время количество днепропетровцев в высших эшелонах власти резко поубавилось, а многие из них никак не соотносят себя с «малой родиной», не исключено, что фактор «не первого, но и не второго города» еще сыграет свою роль в политике, экономике, культуре.

В этой связи интересно проследить, как формируется то, что в последующем получило название «днепропетровский характер».

За разъяснениями журналист 056.ua обратился к известному историку и краеведу, доценту Днепропетровского национального университета имени О. Гончара, а кроме того, главе рабочей группы Комиссии Днепропетровского городского совета по наименованию и переименованию улиц, переулков, площадей, парков, скверов, мостов и других объектов на территории города Максиму Кавуну, который, в частности, исследует комплекс проблем, связанных с появлением и развитием мегаполисов на юге и в центре Украины в ХVІІІ — ХІХ вв.

— Максим Эдуардович, как возник Днепропетровск и в чем особенности нашего города и региона, если соотносить их с Украиной в целом?

— Следует сказать, что Екатеринославщина и Новороссия очень похожи на США, где на Среднем Западе похожим образом возникали города и мегаполисы. На пустом участке расчерчивались геометрически правильные кварталы с регулярной системой планировки. Города вырастали примерно за десять лет буквально на пустом месте.

Такие мегаполисы, как Днепропетровск, Одесса, Симферополь, возникали на стыке разных культур. Есть такое понятие, как мультикультурность, и наш регион был именно таким.

Сегодня активно муссируется вопрос о толерантности. Как раз Екатеринослав со дня своего основания (по поводу даты существуют разные точки зрения, не будем на них останавливаться) состоял из трех общин — украинской, русской и еврейской. Что интересно, до начала ХХ века они были приблизительно равны по численности. Интересна динамика в среде еврейского населения — если в ХІХ веке их численность достигала 25%, то в начале ХХ века это уже 40%. Количество русских на конец ХІХ века составляло 35%. Однако как тогда, так и сейчас существовала проблема, кто как себя записывал — малороссы или великороссы.

Одно время украинцы по численности отставали как от евреев, так и от русских, что связано с процессами как еврейской колонизации, так и русской. И в отношении великороссов следует отметить, что в первую очередь это крестьяне из центральных районов империи (Курск, Воронеж, Брянск), что отражено в метрических книгах. В Екатеринославе они устраивались на заводы и становились пролетариями.

— В этой связи хочется задать вопрос: а что, собственно, такое «днепропетровский характер», в чем его особенности и когда он начинает формироваться?

— «Днепропетровский характер» очень похож на характер американцев-первопоселенцев. Новороссию в целом неофициально называли «Новая Америка», а Екатеринослав — «Город железной лихорадки». Даже известна статья русского писателя Гиляровского «Железная горячка». Конечно же, имелся в виду металл.

В чем типология этого характера? Частично он унаследован от казаков — это человек сильный, первопроходец, он достаточно пассионарен (уровень пассионарности выше среднего), не боится трудностей, но в то же время характер у него необузданный, что нередко приводит к криминалу, — это бунтарь. Также следует учитывать, что в ХVІІІ веке в наш регион направляли значительное количество ссыльных, было и значительное число беглых крепостных. Все это создало такую «гремучую смесь».

Есть такое определение, как «американский плавильный котел» или «американская клумба» — смесь наций (по аналогии с США), своеобразный «коктейль Молотова». Екатеринославщина — лучшая иллюстрация такого понятия. Кроме уже названных народов здесь проживали немцы, итальянцы, швейцарцы, греки и сербы.

Еще в конце позапрошлого века путешественники отмечали, что население Екатеринослава достаточно далеко от общепризнанного стандарта имперской культуры, оно грубоватое, но в то же время имеющее достаточно сильное внутренне чувство абстрактной свободы, не покоряющееся панам и губернаторам. Известно такое историческое событие, как «хождение в Таврию за волей» 1856 года, когда снимались целые крестьянские поселения, бежали на юг уже не за абстрактной, а абсолютно конкретной свободой. Также следует вспомнить Нестора Махно, лидера анархистского движения времен Февральской и Октябрьской революций 1917 года и последующей гражданской войны.

— Каким образом наш характер отразился в феномене днепропетровской элиты или, как еще говорят, «днепропетровского клана»? Какие этапы своего развития он прошел?

Днепропетровская элита как феномен общегосударственного масштаба начала формироваться еще в 30-е годы ХХ века, и ее появление неразрывно связано с именем Менделя Хатаевича, тогдашнего первого секретаря Днепропетровского обкома компартии Украины. В 1933-1937 гг в области им был создан режим личной власти, характеризующийся культом его как руководителя. Именем Хатаевича назывались школы, заводы, парки (например, нынешний парк имени Лазаря Глобы). Впоследствии Сталин понял, что формируется такой себе местный царек, и убрал Хатаевича.

После Великой Отечественной войны на той же социально-экономической базе формируется группа Брежнева-Щербицкого. Сюда также следует отнести Тихонова, главу Совета министров СССР, и Щелокова, главу Министерства внутренних дел, который в 40-х годах XX века был главой Днепропетровского горсовета, занимался эвакуацией предприятий города во время войны и в целом проявил себя как опытный руководитель и организатор.

На мой взгляд, роль Брежнева в истории города стоит оценивать исключительно позитивно. Он в значительной мере способствовал активному развитию инфраструктуры города, и до сих пор сохранился ряд объектов, построенных по его личному указанию — новый комплекс Исторического музея им. Яворницкого с диорамой, памятник Славы вблизи Набережной, проект городского метро, строительство которого было начато в 1979 году.

И наконец, третий этап развития днепропетровской элиты связан с именем Павла Лазаренко. Ментально и поведенчески он идеально вписывается в картину традиционного приднепровского характера и является одним из его проявлений — во время руководства Днепропетровской областью и правительством Украины проявилась его колоссальная напористость и даже хищность. Лазаренко — это крупный хозяйственник. Именно ощущение «большого хозяина» очень характерно для Днепропетровска. По своей сути это также характерно и для американцев.

Стоим ли мы у истоков четвертого этапа развития днепропетровской элиты, покажет только время.

Андрей Никитин

История города:

Німецька євагелічно-лютеранська кірха,
1840-1920 гг.
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте